Описание Образовательной программы дошкольного образования

Описание образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ №16 «Тополек»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 16 «Тополек» (далее МАДОУ) реализует Образовательную
программу (далее Программа), срок реализации которой 7 лет. Программа реализуется
на государственном языке Российской Федерации (русском). Программа реализуется в
течение всего времени пребывания ребенка в МАДОУ №16 «Тополек».
Программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания на
любом этапе её реализации:
- с 1 года до 3 лет, ранний возраст;
- с 3-7 лет, дошкольный возраст.
Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования; индивидуальные потребности отдельный категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья.
Корректировка Программы предусмотрена в соответствии с изменениями
нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере образования, образовательного
запроса родителей воспитанников, видовой структуре групп, а также по результатам
независимой оценки качества образования.
Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования
разработана c учетом Федеральная образовательная программа дошкольного
образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного
образования и планируемых результатов освоения образовательной программы;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на
основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;

-обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Данные цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской
деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной, чтения.
Решение обозначенных целей и задач возможно при систематической и
целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы,
начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена
выбранная Программа, направленная на развитие детей в нескольких образовательных
областях, видах деятельности, культурных практиках, методики, формы организации
образовательной работы:
 Программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Данная парциальная программа направлена на расширение содержания отдельных
образовательных областей обязательной части Программы.
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и
развивающей
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающих
позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
Цели программы (ЧФУОО):
1. Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье,
детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения.
2. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства
собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям,
соседям и другим людям).
3. Формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно
относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национальнокультурных традиций.
Задачи программы (ЧФУОО):
Моя семья
1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.
2. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим
делам, любви и уважения к членам семьи.
Моя малая Родина
1. Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, достопримечательностям:
культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества,
архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг,
гимн), традициям.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой
родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города,
горожан, культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
5. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивым.
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего
города.
Мой край – земля Урала
1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории
зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его
становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
2. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края,
стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной
направленности.
3. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения
достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к
носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к
историческим личностям, памятникам истории.
4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные
костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей

разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.
5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к
культурным традициям своего и других народов.
6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление
сохранять их.
Культура и искусство народов Среднего Урала
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству,
народной музыке, танцам, играм, игрушкам) своего этноса, других народов и
национальностей.
2. Способствовать накоплению опыта познания ребенком причин различия и
глубинного сходства этнических культур, опыта субъекта деятельности и поведения в
процессе освоения культуры разных видов, обеспечивая возможность отражения
полученных знаний, умений в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Обеспечивать познание детьми общности нравственно-этических и эстетических
ценностей, понимание причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры.
4. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с
людьми разных этносов.
5. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и
взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других
особенностей культуры.
Программа сформирована на основе основных принципов дошкольного
образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация)
детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом)
образовательных
отношений;
поддержка
инициативы
детей
в
различных
видах
деятельности;
сотрудничество
ДОУ
с
семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах
деятельности;
- возрастная адекватность образовательного процесса (соответствие условий, требований,
методов
возрасту
и
особенностям
развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
Образовательная деятельность в группах дошкольного возраста проходит через виды
детской
деятельности,
приемлемые
для
детей
3-7
лет.
1. Непосредственное групповое, подгрупповое, индивидуальное обучение воспитанников в
совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.
2.
Образовательная
деятельность
в
режимные
моменты.
3. Деятельности детей во взаимодействии со сверстникам и взрослыми с опорой на содержание

предметно - пространственной развивающей среды группы и возрастные и индивидуальные
особенности детей:
 в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
двигательная активность;
 для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений,пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Результативность освоения программы
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей. С
учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществляются как оценка деятельности
педагога и достижений детей.
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и групп, а также территории,
прилегающей к ДОУ. Является приспособленной для реализации Программы и оснащена
материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметнопространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
Характер
взаимодействия
педагогического
коллектива
с семьями детей
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
осуществляется по программе ДОУ. Цель программы: Всестороннее развитие детей
посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм
сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских
отношениях и обеспечение интеграции воспитательно - образовательных задач ДОУ и семьи.
Основные направления программы и формы работы с семьями воспитанников:
 Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс
детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских

комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными
организациями);
 Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и
документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом
родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств
актуальной информации для родителей);
 Организационно-педагогическое (вовлечение родителей воспитанников в совместную с
детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях,
оказание посильной помощи ДОУ).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».