Дополнительная образовательная программа дошкольного образования Обучение чтению (1)

Пояснительная записка
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха
произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и
родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что
между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая
категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и
насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом
общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку
необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в
определенной последовательности.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время
является одной из самых актуальных задач логопедии. Эта тема значима и актуальна, поскольку помогает выявить несформированность
основных предпосылок оптически грамотного письма у детей с нарушениями речи еще в дошкольном возрасте и провести
своевременную работу по профилактике оптической дисграфии.
Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание
требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и
своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка
дает более быструю положительную динамику.
Таким образом, начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала обучения ребенка.
Программа предусматривает звуковой анaлитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и
доработанный Л. E. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б.
Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что
«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе.
По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема
нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в
средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения

(дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его
психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку,
заставляет обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту. Необходимость профилактики специфических нарушений
процесса чтения и письма возникла на основании обследования письменных работ учащихся начальных классов, выпускников
дошкольных образовательных учреждений. Выяснилось, что дети, имеющие общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте чаще
других допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Понимание этого обстоятельства говорит о
том, что профилактические мероприятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка
грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже
имеющихся предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем не придется говорить о
преодолении самой дисграфии и дислексии, поскольку для ее возникновения просто не останется почвы.
Новизна и актуальность данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленной
профилактике всех видов дисграфии и дислексии. Используются современные образовательные технологии. Она позволяет углубленно
изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графо-моторных умений и навыков,
формировать навыки оптико-пространственной ориентировки. Программа основана на наглядности, позволяет развивать когнитивные
процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления) воспитанников.
Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой,
показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно,
заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем
предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к
самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания
материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по
предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам группы во
всестороннем развитии детей.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с
ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.
В профилактическую работу включены: целенаправленное развитие высших психических функций, сенсорных функций,
пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графо-моторных навыков. Эта

работа проводится в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия, что оказывает влияние на развитие познавательной
активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является использование:
- современных образовательных технологий;
- компьютерных речевых игр и упражнений;
- комбинированных упражнений;
- здоровье сберегающих технологий.
Цель программы. Развитие умений письменной речи: чтение отдельных слов и словосочетаний, написание печатных букв.
Задачи:
1. Образовательные:
-формировать словарь;
- формировать умения и навыки соотносить звуки с буквами и символами;
-формировать навыки различать буквы изолированно;
-формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
-формировать пространственные и временные представления;
-формировать графические навыки и умения.
2. Развивающие:
- развивать познавательные интересы;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать мыслительные операции;
- развивать зрительное восприятие и представление;
- развивать зрительный анализ и синтез;
- развивать зрительно-моторную координацию;
-развивать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
- развивать дифференциацию смешиваемых по оптическим признакам звуков;
3. Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность;
-воспитывать культуру общения, поведения; умение работать в коллективе.
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.

Программа рассчитана на 2 года. Первый год для детей 5-6 лет, второй год для детей 6-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной 25 – 30 минут. Занятия
могут проходить группой и индивидуально.
Итогом обучения по программе является:
- овладение первоначальными навыками чтения и письма без ошибок;
- отсутствие предпосылок возникновения дисграфии и дислексии;
Данная учебная программа позволит устранить риск возникновения специфических нарушений чтения и письма у детей в младших классах
школы, что облегчает усвоение учебного материала.
Результаты успешного освоения программы.
Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом занятии проводится оценка деятельности детей;
- Диагностические срезы на начало учебного года, промежуточные и на конец учебного года.
В результате целенаправленной работы у детей: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать,
рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное
напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Содержание программы
Работа ведётся по следующим направлениям:
- Профилактика акустической дисграфии и дислексии.
- Профилактика акустико–артикуляторной дисграфии и дислексии.
- Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии.
- Профилактика оптической дисграфии и дислексии.
- Профилактика дисграфии и дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через игровые упражнения в
занимательной форме.
Формируются фонематические процессы:
- фонематический слух;
- слуховое внимание;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления;
- фонематический анализ.

Развиваются оптико-пространственные функции, оптико-кинестетические движения:
- ориентация в собственном теле;
- ориентация в трёхмерном пространстве;
- ориентация в двухмерном пространстве.
Развиваются языковой анализ и синтез:
- анализ предложений на слова;
- слоговой анализ и синтез;
- фонематический анализ и синтез.
Развиваются грамматический строй речи, словоизменение и словообразование:
- употребление предложно-падежных конструкций;
- согласование существительного и прилагательного в роде и числе;
- дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
- согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.
Развивается зрительный гнозис:
- знание букв;
- узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально);
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание сходных по начертанию букв;
- развитие способности реконструировать печатные буквы.
В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при
изучении материала. Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.
При реализации программы используются следующие принципы:
- объективность;
- доброжелательность;
- активность;
- личный интерес;
- творческий подход.
Методы:
- Словесные - с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует
художественное слово.
- Наглядные – с использованием наглядных пособий.
- Практические – показ способов написания элементов, букв; использование игровых приемов.

Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая
игра, экскурсия, экспериментирование и другое. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки,
лого-ритмические упражнения.

Содержание работы по профилактике оптической
дисграфии у дошкольников
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.
Возможно использование следующих видов заданий:
- узнать контурные изображения предметов;
- узнать пунктирные изображения предметов;
- узнать наложенные контурные изображения предметов;
- узнать наложенные пунктирные изображения предметов;
- узнать зашумленные контурные изображения предметов;
- узнать зашумленные пунктирные изображения предметов;
- назвать недорисованные изображения предметов;
- узнавание предметов в различном пространственном расположении;
- найти ошибку в изображении предмета;
- распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;
- геометрическое и цветовое лото;
- подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;
- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);
- сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и
величины;
- найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники,
овалы, квадраты и т. д., обвести или заштриховать их;
- найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально
расположенное изображение;
- составление разрезанных на части картинок; конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти);
- узнать пунктирные изображения букв;
- узнать наложенные контурные изображения букв;
- узнать наложенные пунктирные изображения букв;
- узнать зашумленные контурные изображения букв;
-узнать зашумленные пунктирные изображение букв;

-узнавание букв по их элементам;
- найти букву среди других оптически сходных букв;
- дописать недостающий элемент буквы;
- узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении;
- определить правильно и неправильно написанные буквы;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
-показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;
- конструирование букв из элементов;
- реконструирование букв: а) добавляя элементы; б) убавляя количество элементов; в) изменяя пространственное расположение
элементов; определить, чем похожи и чем отличаются сходные буквы:
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
Можно предложить такие задания:
- проследить взглядом правую, кривую, ломанную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
- найти определенное число различий в изображении предметов;
- медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой чертить геометрические
фигуры;
- игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка, одновременно записывать их на
листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т. д.).
- «корректурные задания»: ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или
выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.
3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем
время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную
работу с образцом целесообразно проводит на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с
конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, можно предложить следующие упражнения:
- на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д., ребенка просят внимательно
посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;
- ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написанный на карточке, и повторить его в той же
последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4 и к концу обучения, достигает 7-9 (что
соответствует объему кратковременной памяти);
- ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно
рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и
просят показать все изображения с первого рисунка.
- ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картина и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказописание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или
наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление
элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;

- запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10;
- запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.
- разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;
- что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв.
4. Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных
представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются
в онтогенезе:
1. Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.
2. Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного
расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от
ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в
пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами,
буквами.
3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.
4. Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.
Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:
- назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на права, сверху вниз, снизу вверх;
- выкладывание определенной последовательности;
- определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9);
- расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;
- начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;
- найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве;
- найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);
- сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество;
- самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим;
- игра «Муха». Передвигать кружок по клеткам в соответствии с инструкцией;
- показать правую, левую сторону предмета или фигуры;
Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в работе с детьми
5-7 лет в период подготовки к школьному обучению. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных
особенностей детей.

Учебно-тематический план
Дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-7 лет по профилактике нарушений чтения и письма.
№ Виды занятий

Количество занятий
В неделю

В месяц

В год

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

Профилактика акустической и
акустико – артикуляторной,
аграмматической, оптической
дисграфии и дислексии.

2

8

72

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Профилактика аграмматической,
оптической дисграфии и дислексии,
дисграфии и дислексии на почве
несформированности
фонематического анализа и синтеза
слов.

2.

2

8

72

Первый год обучения.
№

Тема занятия
Профилактика акустической и акустико – артикуляторной дисграфии и дислексии.

Количество
занятий

1.

Правильная поза при письме и чтении. Учимся правильно держать тетрадь и ручку (для праворукого, леворукого
ребенка).

1

2.

Развитие слухового внимания. (Игра «Узнай по звуку!»)

2

3.

Дифференциация звуков, оппозиционных по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

2

4.

Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.

2

5.

Развитие фонематического слуха.

2

6.

Определение места звука в слове.

2

7.

Заучивание чистоговорок на звуки, оппозиционные артикуляционно и акустически.

2

8.

Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных
движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

2

9.

Совершенствование мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками.

2

Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии.
10.

Формирование навыка слово- и формообразования (Игры «Скажи ласково», «Один – много»).

2

11.

Формирование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными (Игры «Какой? Какая?
Какое?», «Посчитай-ка»).

2

12.

Составление предложений с предлогами и приставочными глаголами по демонстрации действий.

2

13.

Понимание логико-грамматических конструкций.

2

14.

Игры на развитие грамматических средств языка: повторение.

2

Профилактика оптической дисграфии и дислексии.
15.

Узнавание и сравнение изображений реальных предметов по размеру, величине, форме.

2

16.

Узнавание и сравнение изображений реальных предметов по пространственному расположению, нахождение
сходств и отличий.

2

17.

Развитие зрительного гнозиса. Различение контурных изображений предметов.

2

18.

Развитие зрительного гнозиса. Различение силуэтных изображений предметов.

2

19.

Красная строка. Блок «Точка» - учимся ставить точки в клетках по образцу.

3

20.

Развитие зрительного гнозиса. Различение перечеркнутых контурных изображений предметов.

2

21.

Развитие зрительного праксиса. Цветная обводка контуров предметов.

2

22.

Развитие зрительного гнозиса. Различение наложенных друг на друга предметов.

2

23.

Задания на формирование зрительного слежения в различных направлениях: сверху вниз, слева направо, по кругу,
против часовой стрелки.

1

24.

Подкрепление навыка зрительного слежения движениями руки: сверху вниз, слева направо, по кругу, против
часовой стрелки по пунктирным линиям.

1

25.

Блок «Палочка» - вертикальные, горизонтальные палочки, наклонные влево, вправо по образцу.

3

26.

Обведение рисунков, не отрывая руки, в направлениях, указанных стрелкой.

1

27.

Блок «Элементы геометрических фигур» - элементы фигур в разных направлениях.

3

28.

Блок «Геометрические фигуры, зигзаги»

3

29.

Дорисовка недостающей детали предмета по образцу.

2

30.

Дорисовка недостающей половины предмета.

2

31.

Обведение по контуру рисунка в зашумленной среде.

2

32.

Нахождение и раскрашивание всех частей одного предмета.

2

33.

Блок «Дуга»

4

34.

Блок «Простейшие графические диктанты»

4

ИТОГО

72

Второй год обучения.
№

Тема занятия

Колич. часов

Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии.
1.

Правильная поза при письме и чтение. Учимся правильно держать тетрадь и ручку. (для праворукого, леворукого
ребенка).

1

2.

Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных
движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

1

3.

Формирование навыка подбора антонимов.

2

4.

Работа с простыми и сложными предлогами.

2

5.

Формирование навыка образования родственных слов.

2

6.

Формирование навыка образования однокоренных слов.

1

7.

Формирование навыка подбора синонимов.

2

8.

Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов по вопросам.

2

9.

Согласование существительных с прилагательными, с глаголами, с числительными.

1

10.

Составление связного рассказа по данному началу и концу текста.

2

Профилактика дисграфии и дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

11.

Совершенствование мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками.

1

12.

Придумывание слов на данный звук в определенной позиции.

2

13.

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

2

14.

Дифференциация звуков с- ш, з – ж, ц – ч на слух в словах, словосочетаниях, в скороговорках.

2

15.

Дифференциация звуков ш – щ, ч – щ, ч - ть на слух в словах, словосочетаниях, скороговорках.

2

16.

Дифференциация звуков р – л, рь – ль на слух в словах, словосочетаниях, скороговорках.

2

17.

Составление схем слогов, чтение слогов по слоговым таблицам. Письмо.

2

18.

Деление слов на слоги, ударный слог.

1

19.

Отгадывание ребусов. Письмо слов и словосочетаний.

2

20.

Составление звуковых схем слов. Письмо слов и предложений.

2

21.

Чтение слов в обратном порядке. Игры «Слово рассыпалось», «Потерялась буква», «Кто быстрее, кто больше?»

2

22.

Составление сложных слов путем сложения двух основ.

2

23.

Составление предложений по схеме, составление схем предложений.

2

24.

Выделение слов и предложений в слитном тексте. Выделение границ предложений в тексте.

1

25.

Соединение частей разорванных предложений.

1

Профилактика оптической дисграфии и дислексии.
26.

Совершенствование представлений о форме и величине предметов

1

27.

Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.

1

28.

Совершенствование навыков обводки, штриховки, работы с ножницами.

1

29.

Профилактика зеркального письма.

1

30.

Дифференциация «зеркального» и правильного написания букв.

1

31.

Развитие зрительного и тактильного гнозиса и праксиса, с использованием букв изготовленных из разного
материала.

2

32.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками.

2

33.

Совершенствование тактильных ощущений: посредством дермалексии.

1

34.

Демонстрация букв в разном положении, разного шрифта. Нахождение букв в геометрических фигурах.

2

35.

Поиск букв, наложенных друг на друга.

2

36.

Реконструирование букв, конструирование букв из элементов.

1

37.

Чтение слов по половине буквы.

1

38.

Работа с изографами.

2

39.

Чтение деформированных текстов.

2

40.

Дифференциация сходных по написанию букв Г – П, Н – П.

2

41.

Дифференциация сходных по написанию букв З – Э.

1

42.

Дифференциация сходных по написанию букв У – Х.

1

43.

Дифференциация сходных по написанию букв А – Л, А – Д.

1

44.

Дифференциация сходных по написанию букв С – О.

1

45.

Дифференциация сходных по написанию букв Г – Т.

1

46.

Дифференциация сходных по написанию букв Б – В.

1

47.

Дифференциация сходных по написанию букв Ц – Щ, Ш – Щ.

1

48.

Чтение деформированных текстов.

1

ИТОГО:

72

Создание предметно-развивающей среды и методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Для организации образовательного процесса имеются все необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:
просторное светлое помещение, сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, столы и стулья соответствуют росту детей.

В кабинете имеются шкафы для методических пособий, доска, столы детские, стулья детские, зеркала настольные, магнитная доска с кассой
букв, наборное полотно. Также в полном объеме имеется дидактический и наглядный материал для проведения фронтальных и
подгрупповых занятий с детьми.
Материалы и оборудование:
- Индивидуальные тетради в клетку;
- Цветные ручки;
- Цветные карандаши;
- Простой карандаш;
- Ластик;
- Компьютер;
- Музыкальные записи со звуками окружающего мира;
- Наглядные пособия;
- Предметные, сюжетные картинки;
- Серии сюжетных картинок;
- Доска, мел;
- Карточки с надписями слов, написанными разным шрифтом;
- Карточки с «зеркальными» и правильными буквами, ребусы;
- Изографы;
- Магнитная доска;
- Изображения букв; схем;
- Дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов»,
«Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука-паззлы»,
«Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов»
и т.д.
-

Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек»,
«Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши» и т.д.

Приложение №1
Диагностика
Диагностический инструментарий составлен на основании методических рекомендаций по профилактике и преодолению нарушений
чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста Е.В. Мазановой «Логопедия», «Оптическая дисграфия», «Языковой
анализ и синтез», «Преодоление нарушений письма», «Аграмматическая дисграфия», «Языковой анализ и синтез»; И.Н. Моргачевой.
Материал: «Альбом для обследования предрасположенности к нарушениям чтения и письма», п/р Соколовой И.Л.
Ход исследования: педагог обследует детей на предмет предрасположенности к разным видам дисграфий. За ответы детям выставляются
условные обозначения:
«Плюс» (+) - навык сформирован; «плюс – минус» (+) - навык сформирован частично; «минус» (-) - навык не сформирован.
Далее педагог подсчитывает процентное соотношение выполненных заданий и определяет условный уровень развития ребенка:
До 44% - низкий уровень, 45 – 89% - средний уровень, 90 – 100% - высокий уровень.
Задания:
1. Предрасположенность к акустической форме дисграфии (дислексии):
Педагог показывает картинки, названия которых отличаются друг от друга одним звуком: миска-мишка, крыса-крыша, мыло-Мила и т. д.
2. Предрасположенность к артикуляторно-акустической форме дисграфии (дислексии):
Педагог предъявляет картинки, в названии которых присутствуют все группы звуков.
3. Предрасположенность к дисграфии (дислексии) на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов:
Педагог предлагает ряд заданий:
- узнать звук на фоне слова;
- определить место звука в слове;
- определить количество звуков в слове.
4. Предрасположенность к оптической форме дисграфии (дислексии):
Педагог предлагает ряд заданий:
- сравни предметы по форме, величине;
- ориентировка в пространстве;
- найди отличия разных по орнаменту предметов;
- понимание значения предлогов;

- сделать что-либо по образцу.
5. Предрасположенность к аграмматической дисграфии:
Педагог предлагает ряд заданий:
- исследование сформированности системы словоизменения: мн.ч. сущ.; согласование существительных с прилагательными, глаголами,
числительными; употребление предлогов;
- исследование сформированности системы словообразования: образования уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительных
глаголов, притяжательных прилагательных.
В итоге дети, имеющие низкий и средний уровни, имеют предрасположенность к той или иной форме дисграфии (дислексии). И помимо
групповой работы из этого следуют основные направления работы в индивидуальном порядке.
Приложение №2

Изучение пространственно-аналитической деятельности дошкольников.
Исследование ориентировки в схеме тела:
 Показать левую (правую) руку, левые (правые) части тела.
 Назвать предметы, находящиеся справа (слева, внизу, спереди, сзади)
 Определить по картинке, в какой руке у девочки флажок, в какой кукла.
 Определить по инструкции соответствующие предметы справа и слева от игрушечного мишки (любой другой игрушки)
Исследование ориентировки в окружающем пространстве:
 Найти середину между кубиками и поставить какую-либо игрушку. Кубики устанавливаются на небольшом расстоянии друг от друга.
 Срисовать рисунок по образцу с опорой на вспомогательные элементы (опорные точки в количестве 5-7). Используются простые
рисунки, включающие основные геометрические формы (квадрат, дом с крышей, флажок, кораблик).
 Провести по групповой комнате игрушечного зайку к домику с опорой на схему (заданная графическая модель маршрута).
 Провести через несложный лабиринт персонаж к конечному пункту (напр., мишку к берлоге)
Исследование понимания лексико-грамматических (квази-пространственных) конструкций:
 Показать, как располагается ведерко в коробке, ведерко за коробкой, перед коробкой, коробку в ведерке, ведерко на коробке, коробку
на ведерке)
 Показать карандаш справа (слева, под, над) от альбомного листа, держать карандаш над головой.
 Исправить ошибки: облако под землей, над деревом трава.
 Раскрасить рисунок так, чтобы в одном варианте петушок оказался за забором, в другом – перед забором.
Исследование ориентировки на плоскости:
 Сидя за столом, показать его правый и левый края, углы.
 Определить верхние и нижние, затем правые и левые углы листа бумаги, его центр.
 Расположить на вертикальной плоскости по словесной инструкции – в верхнем правом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом
углу, в нижнем левом углу – соответствующие предметные картинки.
Материал для диагностики:
Мультимедийные упражнения и игры по разным лексическим темам
Игрушки и геометрические формы

Образцы карточек-ходилок, лабиринты.
Тетради в крупную клетку, карандаши цветные и простые.
Индивидуальные раскраски с заданиями.
Анализ результатов.
При анализе результатов учитываются следующие критерии:
 Понимание пространственных отношений.
 Употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения.
 Правильность выполняемых заданий.
 Принятие и использование помощи педагога.
 Время выполнения задания.
Высокий уровень.
Полное понимание и дифференциация пространственных отношений, правильное употребление предлогов и наречий, выражающих
пространственные отношения, четкое и правильное выполнение заданий.
Средне – высокий уровень
Полное понимание пространственных отношений, единичные ошибки в употреблении предлогов и наречий, выражающих пространственные
отношения, единичные погрешности при выполнении заданий, активное использование помощи логопеда.
Средний уровень
Единичные неточности в понимании пространственных отношений, некоторые трудности и неуверенность при употреблении предлогов и
наречий, выражающих пространственные отношения, ошибки при выполнении заданий, активное использование помощи логопеда,
длительное обдумывание заданий.
Средне – низкий уровень
Неточности в понимании пространственных отношений, ошибочное употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные
отношения, множественные ошибки при выполнении заданий, помощь принимается, но требуются длительные, неоднократные пояснения в
ходе выполнения заданий.
Низкий уровень
Непонимание практически всех пространственных отношений, неупотребление или аграмматичное употребление предложно-падежных
конструкций, множественные и разнообразные ошибки при выполнении заданий, принятие помощи частичное, начатое задание иногда
невозможно завершить из-за резкого снижения мотивации и повышенной утомляемости ребенка.

Диагностическая таблица
Цель обследования: изучение пространственно-аналитической деятельности дошкольников.
Дата обследования: ________________________________

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Фамилия, имя ребенка

Исследование
ориентировки в схеме
тела

Параметры оценивания. Определение уровня
Исследование
Исследование
ориентировки в
понимания лексикоокружающем
грамматических (квазипространстве
пространственных)
конструкций

Исследование
ориентировки на
плоскости

9
10
11

Приложение №3
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с за-крытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Необычный конструктор»
Цели:
- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;
- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.
На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка –
большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Упражнение «Нарисуй дорожку»
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед,
поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай, какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки –
большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно
«поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я)
Игра «Разноцветное путешествие»
У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх –
вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
Игры на развитие пространственно-аналитической деятельности (Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве.)
Обучение ориентировке в
схеме тела

Веселые человечки (с.85)
Приключения Незнайки (с. 74)
Затейники
Осторожные зайчики

Обучение ориентировке в
окружающем пространстве

Пирамидки (с.93)
Разные дома (с.94)
Как пройти к зайцу? (с.82)
Кто на чем поедет?
Кто на чем сидит? (с. 76-77)
Секреты (с.83)
Найди игрушку (с.95)

Обучение пониманию и
употреблению лексикограмматических конструкций,
выражающих
пространственные отношения
Солнечный зайчик (с. 75)
Фотографии (с.89)
Колобок (с.88)
Кто за кем? (с.91)

Обучение ориентировке на
плоскости.

Нарисуй картинку из
палочек(с.80)
Водители (с.96)
На лугу пасутся…
Шашки

Приложение 4

Перспективное планирование по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи 6 года жизни
на основе парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015
год.
Перспективное планирование работы по обучению грамоте и планируемые результаты для детей с тяжёлыми нарушениями речи 6
года жизни
№
Занятия

Тема

Содержание работы

Планируемые результаты

I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Звук А и
буква А

Ознакомление с артикуляцией звука [А].
Формирование умения узнавать звук [А] в
ряду гласных звуков, ударный начальный
звук [А] в словах. Знакомство с буквой А.
Конструирование и печатание буквы А.
Формирование умения узнавать букву А в
словах.

Уметь выделять звук [А] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную букву Аа. Уметь
находить букву А в словах.

Звук У. и
буква У

Ознакомление с артикуляцией звука [У].
Формирование умения узнавать звук [У] в
ряду гласных звуков, ударный начальный
звук [У] в словах. Знакомство с буквой У.
Конструирование и печатание буквы У.
Формирование умения узнавать букву У в

Уметь выделять звук [У] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную букву Уу. Уметь
находить букву У в словах. Уметь составлять и читать
слияния: АУ, УА.

1

2

словах. Составление и чтение слияний: АУ,
УА.

3

Повторение и
закрепление
пройденного

Формирование умения различать звуки [А],
[У] в ряду звуков, слияний гласных, в
начале слов. Закрепление знания букв А, У.
Печатание и чтение слияний АУ, УА.
Закрепления навыка узнавания букв А, У в
словах.

Уметь различать звуки [А], [У] в ряду звуков, слияний
гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова,
начинающиеся со звуков [А], [У]. Уметь печатать и читать
слияния АУ, УА.

Звук О и
буква О

Ознакомление с артикуляцией звука [О].
Формирование умения узнавать звук [О] в
ряду гласных звуков, ударный начальный
звук [О] в словах. Знакомство с буквой О.
Конструирование и печатание буквы О.
Формирование умения узнавать букву О в
словах. Составление и чтение слияний: АО,
ОА, УО, ОУ.

Уметь выделять звук [О] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную
буквы Оо. Уметь находить букву О в словах. Уметь
составлять и читать слияния: АО, ОА,

Звук И и
буква И

Ознакомление с артикуляцией звука [И].
Формирование умения узнавать звук [И] в
ряду гласных звуков, ударный начальный
звук [И] в словах. Знакомство с буквой И.
Конструирование и печатание буквы И.
Формирование умения узнавать букву И в
словах. Составление и чтение слияний: ИА,
АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Уметь выделять звук [И] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь подбирать слова на заданный
гласный звук. Уметь печатать заглавную и прописную буквы
Ии. Уметь находить букву И в словах. Уметь составлять и
читать слияния: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Звук Т и
буква Т

Ознакомление с артикуляцией звука [Т].
Формирование навыка выделения
конечного и начального звука [Т] из слов.
Формирование умения подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [Т].
Формирование умения подбирать слова,
начинающиеся со звука [Т]. Формирование
умения делить двусложные слов (ТАТА,
ТОТО) на слоги. Знакомство с буквой Т.
Конструирование и печатание буквы Т.

Уметь узнавать звук [Т] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[Т] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [Т] и начинающиеся со звука [Т].
Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых
слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт.
Уметь находить букву Т в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова
с буквой Т.

4

5

б

УО, ОУ.

Повторение и
закрепление
пройденного

Чтение обратных и прямых слогов с буквой
Т. Чтение двусложных слов с буквой Т.
Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление
с правилом: «Имена людей и клички
животных пишутся с большой буквы».

Знать правило: «Имена людей и клички животных пишутся с
большой буквы».

Подбор слов на заданные звуки. Синтез и
анализ слогов из двух звуков. Слоговой
анализ двусложных слов. Составление и
чтение слогов и слов из пройденных букв.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать
слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

Формирование умения различать правильно
и неправильно написанные буквы.

7

Закрепление знания правила: «Имена людей
и клички животных пишутся с большой
буквы».
Звук П и
буква П

8

Звук Н и
буква Н
9

Ознакомление с артикуляцией звука [П].
Формирование умения выделять конечный
и начальный звук [П]. Формирование
навыка подбора слов, заканчивающихся
звуком [П]. Формирование навыка подбора
слов, начинающихся со звука [П]. Деление
двусложных слов (папа) на слоги.
Знакомство с буквой П. Конструирование и
печатание буквы П. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой П. Чтение
двусложных слов с буквой П. Узнавание
буквы П в словах.

Уметь узнавать звук [П] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[П] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [П] и начинающиеся со звука [П].
Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых
слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Пп.
Уметь находить букву П в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой П.

Ознакомление с артикуляцией звука [Н].
Формирование умения выделять конечный
и начальный звук [Н]. Формирование
навыка подбора слов, заканчивающихся
звуком [Н]. Формирование навыка подбора
слов, начинающихся со звука [Н]. Деление
двусложных слов (Нина, Ната, нота) на
слоги. Буква Н. Конструирование и

Уметь узнавать звук [Н] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[Н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [Н] и начинающиеся со звука [Н].
Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы Нн. Уметь находить букву Н в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
двусложные слова с буквой Н.

печатание буквы Н. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Н. Чтение
двусложных слов с буквой Н. Узнавание
буквы Н в словах.
Звук М и
буква М

Ознакомление с артикуляцией звука [М].
Формирование умения выделять конечный
и начальный звук [М]. Формирование
умения подбирать слова, заканчивающиеся
звуком [М]. Формирование умения
подбирать слова, начинающиеся со звука
[М]. Формирование умения делить
двусложные слова (мама, Тома, Тима,
пимы) на слоги. Знакомство с буквой М.
Конструирование и печатание буквы М.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой
М. Чтение двусложных слов с буквой М.
Узнавание буквы М в словах.
Формирование понятия о предложении.

Уметь узнавать звук [М] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[М] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [М] и начинающиеся со звука [М].
Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы Мм. Уметь находить букву М
в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые
слоги, односложные и двусложные слова с буквой М. Иметь
представление о том, что речь состоит из предложений, а
предложения состоят из слов.

Повторение и
закрепление
пройденного

Различение звуков [Н] -[М] в ряду звуков,
слогов, слов. Подбор слов на заданный звук.
Синтез и анализ слогов из двух звуков.
Слоговой анализ двусложных слов.
Составление и чтение слогов и слов из
пройденных букв.

Различать звуки [Н] -[М] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь
подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь
составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги.
Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

10

11

Закрепление знания правила: «Имена людей
и клички животных пишутся с большой
буквы».
Звук К и
буква К
12

Ознакомление с артикуляцией звука [К].
Выделение конечного и начального звука
[К]. Подбор слов, заканчивающихся звуком
[К]. Подбор слов, начинающихся со звука
[К]. Деление двусложных слов (маки, мука,
кати) на слоги. Буква К. Конструирование и
печатание буквы К. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой К. Чтение

Уметь узнавать звук [К] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[К] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [К] и начинающиеся со звука [К].
Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы Кк. Уметь находить букву К в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные слова с буквой К.

односложных и двусложных слов с буквой
К. Узнавание буквы К в словах.
Повторение и
закрепление
пройденного

Уметь подбирать сова на заданный звук. Уметь определять
место заданного звука в слове. Уметь узнавать все
пройденные буквы и различать правильно и неправильно
написанные буквы.

13

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование
умения подбирать слова, начинающиеся с
заданных звуков. Формирование умения
определять место заданного звука в слове.
Совершенствование умения различать
правильно и неправильно написанные
буквы. Совершенствование навыка чтения
слогов, слов, предложений с пройденными
буквами.

Уметь подбирать сова на заданный звук. Уметь определять
место заданного звука в слове. Уметь узнавать все
пройденные буквы и различать правильно и неправильно
написанные буквы.

14

Совершенствование умения подбирать
слова, начинающиеся с заданных звуков.
Совершенствование умения определять
место заданного звука в слове.
Формирование умения вписывать
недостающую букву в слово.
Совершенствование умения различать
правильно и неправильно написанные
буквы. Совершенствование навыка чтения
слогов, слов, предложений с пройденными
буквами.
Совершенствование навыка выделения
начальных и конечных звуков из слов.

Уметь выделять начальный и конечный звуки из слов,
определять место заданного звука в словах. Уметь читать
слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Повторение и
закрепление
пройденного

15

Повторение и
закрепление
пройденного

Закрепление знаний пройденных букв,
умения читать слоги, слова, предложения с
пройденными буквами.

II период

Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными
буквами.

Уметь читать слоги, слова с пройденными буквами.

1

Звуки Б, БЬ и Ознакомление с артикуляцией звуков [Б] и БЬ.
Формирование понятий о твёрдости –
буква Б
мягкости, глухости – звонкости согласных
звуков. Выделение начальных звуков [Б] и Бь
с опорой на символы звука и слова. Подбор
слов, начинающихся со звуков [Б] и БЬ.
Звуковой анализ слогов со звуками Б и БЬ.
Буква Б. Конструирование и печатание буквы
Б. Чтение обратных и прямых слогов с буквой
Б. Чтение односложных и двусложных слов с
буквой Б. Узнавание буквы Б в словах.
Выкладывание схемы предложения.

Уметь узнавать звук Б в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о
твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки Б и БЬ из начала слова. Уметь подбирать
сова , начинающиеся со звуков Б , БЬ. Уметь находить букву Б в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные слова с буквой Б.

2

Повторение
и
закрепление
пройденного

Упражнения в различении звуков Б-П.
Узнавание буквы Б в словах. Закрепление
понятий о твёрдости – мягкости и звонкости –
глухости согласных звуков. Составление слов
из данных слогов ( ба- нан, бан- ка).

Уметь различать звуки Б - П в ряду звуков, слогов, в словах и
предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах, читать слоги,
слова с новой буквой. Уметь составлять слова из двух данных
слогов.

3

Звуки Д, ДЬ
и буква Д

Ознакомление с артикуляцией звуков [Д] и
ДЬ. Формирование понятий о твёрдости –
мягкости, глухости – звонкости согласных
звуков. Выделение начальных звуков [Д] и ДЬ
с опорой на символы звука и слова. Подбор
слов, начинающихся со звуков [Д] и ДЬ.
Звуковой анализ слогов со звуками Д и ДЬ.
Буква Д. Конструирование и печатание буквы
Д. Чтение обратных и прямых слогов с буквой
Д. Чтение односложных и двусложных слов с
буквой Д. Узнавание буквы Д в словах.

Уметь узнавать звук Д в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о
твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки Д и ДЬ из начала слова. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков Д , ДЬ. Уметь находить букву Д в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные слова с буквой Д. Уметь узнавать
пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления».

4

Повторение
и
закрепление
пройденного

Упражнения в выделении начальных звуков
из слов и соотнесении их с соответствующими
буквами. Чтение слов и предложений с
пройденными буквами.

Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с
соответствующими буквами. Уметь составлять и читать слова с
пройденными буквами. Уметь читать предложения с пройденными
буквами.

5

Звуки Г, ГЬ и Ознакомление с артикуляцией звуков [Г] и ГЬ.
Формирование понятий о твёрдости –
буква Г

Уметь узнавать звук Г в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о
твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.

мягкости, глухости – звонкости согласных
звуков. Выделение начальных звуков [Г] и ГЬ
с опорой на символы звука и слова. Подбор
слов, начинающихся со звуков [Г] и ГЬ.
Звуковой анализ слогов со звуками Г и ГЬ.
Определение места звука Г в слове. Буква Г.
Конструирование и печатание буквы Г.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой Г.
Чтение односложных и двусложных слов с
буквой Д. Узнавание буквы Г в словах.
Формирование понятия о предложении.

Уметь выделять звуки Г и ГЬ из начала слова. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков Г , ГЬ. Уметь находить букву Г в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные слова с буквой Д. Иметь понятие о
предложении.

6

Повторение
и
закрепление
пройденного

Упражнения в различении звуков Г-ГЬ, К –Г.
Узнавание буквы Г в словах. Закрепление
понятий о твёрдости – мягкости и звонкости –
глухости согласных звуков. Упражнение в
звуковом анализе слогов со звуком Г.

Уметь различать звуки Г-ГЬ, К – Г. Уметь узнавать букву Г в
словах. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Уметь производить звуковой анализ
слогов со звуком Г.

7

Повторение
и
закрепление
пройденного

Упражнения в различении звуков К-Г, КЬ –
ГЬ. Упражнения в составлении и чтении слов
с пройденными буквами. Упражнение в
подборе данных звуковых схем к словам.
Упражнение в чтении предложений с
пройденными буквами.

Уметь различать звуки К-ГЬ, К Ь– ГЬ в словах. Уметь составлять и
читать слова с пройденными буквам. Уметь подбирать готовые
звуковые схемы к словам. Уметь читать слова с пройденными
буквами.

8

Звуки Ф, ФЬ
и буква Ф

Ознакомление с артикуляцией звуков [Ф], ФЬ.
Формирование понятий о твёрдости –
мягкости, глухости – звонкости согласных
звуков. Выделение звуков [Ф] и ФЬ с из слов.
Подбор слов, начинающихся со звуков [Ф] и
ФЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Ф и
ФЬ. Упражнение в выделении начальных
звуков в словах и их соотнесении с
соответствующими буквами. Буква Ф.
Конструирование и печатание буквы Ф.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф.
Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в
словах. Закрепление понятия о пре6дложении.

Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с
соответствующими буквами. Уметь узнавать звук Ф в ряду звуков,
слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков.. Уметь подбирать слова,
начинающиеся со звуков Ф , ФЬ. Уметь находить букву Ф в словах.
Уметь печатать заглавную букву Ф. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги и слова с буквой Ф. Иметь понятие о
предложении.

9

Звуки [В] ВЬ
и буква В

Ознакомление с артикуляцией звуков [В], ВЬ.
Формирование понятий о твёрдости –
мягкости, глухости – звонкости согласных
звуков. Выделение звуков [В] и ВЬ из слов.
Подбор слов, начинающихся со звуков [В] и
ВЬ. Звуковой анализ слогов со звуками В и
ВЬ. Упражнение в выделении начальных
звуков в словах и их соотнесении с
соответствующими буквами. Буква В.
Конструирование и печатание буквы В.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой В.
Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в
словах.

Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с
соответствующими буквами. Уметь узнавать звук В в ряду звуков,
слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Уметь подбирать слова,
начинающиеся со звуков В , ВЬ. Уметь печатать заглавную букву В.
Уметь находить букву В в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги и слова с буквой В.

10

Повторение
и
закрепление
пройденного

Совершенствование навыка звукового анализа
трёхзвучных слов. Упражнение в узнавании
букв в условиях наложения. Упражнения в
определении места звуков В и ВЬ в словах.
Упражнения в различении звуков В и Ф.

Уметь производить звуковой анализ трёхзвучных слов. Уметь
узнавать пройденные буквы в условиях наложения. Уметь
определять место заданного звука в словах. Уметь различать звуки
В и Ф в слогах, словах, предложениях.

11

Звуки [Х] ХЬ
и буква Х

Ознакомление с артикуляцией звуков [Х], ХЬ.
Закрепление понятий о твёрдости – мягкости,
глухости – звонкости согласных звуков.
Выделение звуков [Х] и ХЬ из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков [Х] и ХЬ.
Звуковой анализ слогов со звуками Х и ХЬ.
Упражнение в различении звуков Х и К в ряду
звуков, слогов, слов, предложениях.
Упражнение в выделении начальных звуков в
словах и их соотнесении с соответствующими
буквами. Буква Х. Конструирование и
печатание буквы . Чтение обратных и прямых
слогов с буквой Х.

Уметь определять начальные звуки в словах и соотносить их с
соответствующими буквами. Уметь делить данные слова на слоги.
Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости
согласных звуков. Уметь различать твёрдые - мягкие, глухие звонкие. Уметь подбирать слова на заданные звуки. Уметь
различать звуки Х и К в ряду звуков, в слогах, словах,
предложениях. Уметь производить звуковой анализ данных слогов.
Уметь печатать и конструировать букву Х. Уметь находить букву В
в словах. Уметь читать слоги и слова .

12

Звук Ы и
буква Ы.

Ознакомление с артикуляцией звука [Ы].
Упражнение в узнавании звука Ы в ряду
звуков, слогов, слов. Упражнения в
различении звуков Ы и И в словах.

Уметь узнавать звук Ы в ряду звуков, слогов, слови различать его
со звуком И. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать и
конструировать букву Ы, читать слоги, слова Уметь производить
звуковой анализ трёхзвучных слов..

Упражнения в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ы. Формирование
навыка печатание буквы Ы, слогов и слов с
ней. Совершенствование навыка звукового
анализа трёхзвучных слов.
13

Звук С , СЬ и
буква С.

Ознакомление с артикуляцией звуков [С], СЬ.
Закрепление понятий о твёрдости – мягкости,
глухости – звонкости согласных звуков.
Выделение звуков [С] и СЬ из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков [С] и СЬ.
Звуковой анализ слогов со звуками С и СЬ.
Упражнение в определении места звука С в
словах. Буква С. Конструирование и
печатание буквы . Чтение обратных и прямых
слогов с буквой С. Упражнение в делении
слов на слоги.

Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь различать мягкие
и твёрдые, глухие и звонкие звуки. Уметь определять место звука С
в словах. Уметь производить звуковой анализ трёхзвучных слов.
Уметь печатать букву С, читать слоги, слова, предложения.

Литература
Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2015. – 160.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом по обучению грамоте.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й
уровень. I, II, III период. Логопедическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2013.
Козырева Л.М. Как образуются слова.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет. М: ООО «Гном», 2016
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 2016.
Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных
представлений. СПб, Детство Пресс, 2015.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – ПРЕСС,
2015.
Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов
и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2013.
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб, Детство Пресс,
2018.
Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в
подготовительной к школе группе ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в подготовительной к школе группе
ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014
Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000; Е.: Изд-во АРД ЛТД, 2015.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. — В 2-х частях. — М.: Владос, 2013.
— 112 с.
Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».