ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШУМОВОЙ ОРКЕСТР (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детям дошкольного возраста очень интересно и полезно активное
музицирование. Игра на разнообразных музыкальных инструментах
колоссальным образом развивает детей: это координация, мелкая и крупная
моторика, это развитие тембрового и звуковысотного слуха, активное
развитие чувства метроритма и чувства музыкальной формы.
С психологической точки зрения работа в команде и наличие собственной
зоны ответственности развивает коммуникативные навыки, ответственность,
самодисциплину и умение четко выполнять поставленную задачу.
Всем людям с детского возраста свойственно желание играть на
музыкальных инструментах, но далеко не все могут воплотить свою мечту в
жизнь по многим причинам: это и приобретение музыкального инструмента,
что требует материальных затрат, а также серьезные музыкальные занятия,
которые предполагают углубленное обучение, с большой затратой времени и
сил.
Данная общеобразовательная программа «Шумовой оркестр» погружает
детей в мир музыки, знакомит их с элементарными простейшими
музыкальными инструментами, важнейшей особенностью которых является
то, что их освоение не требует специальной подготовки и того времени,
которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных
музыкальных школах. Благодаря этому ребенок почти сразу начинает играть
на музыкальном инструменте. Положительной предпосылкой является и тот
факт, что многие дети уже знакомы с некоторыми из инструментов и получили
определенную инструментальную практику на музыкальных занятиях в
дошкольных образовательных учреждениях, а также имели некоторые детские
инструменты (среди игрушек) дома.
Шумовой оркестр включает в себя разные группы инструментов: ударные
(ритмические) инструменты, не имеющие звукоряда (треугольник,
колокольчики, бубенцы, трещотки, деревянные ложки, бубен и др.) и
инструменты, имеющие звукоряд (металлофон, ксилофон, колокольцы, гусли
и др.). Несмотря на то, что эти инструменты считаются простейшими
необходимо заметить, что ни один профессиональный оркестр не обходится
без таких ударно-шумовых инструментов, как музыкальный треугольник,
колокольчики, тамбурин, различные народные шумовые инструменты,
которые незаменимы для передачи стилистических особенностей и
национального колорита музыки народов мира, а также величайших образцов
классической музыки.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах привлекает
детей. В игровой форме обучающиеся осваивают нотную грамоту, знакомятся
с разными музыкальными образами, заряжаются положительной энергией,
учатся импровизировать и сочинять, что способствует вовлечению детей в
музыку и творчество.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Шумовой оркестр» (далее – программа)
имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся
дошкольного возраста (4-7 лет). В этом возрасте закладываются основы к
становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности.
Несмотря на растущую физическую выносливость и повышение
работоспособности в целом для детей этого возраста характерна повышенная
утомляемость и нервно-психическая ранимость, поэтому большое значение в
данный период приобретают музыкальные занятия, имеющие большое
воздействие на эмоциональную сферу человека.
Актуальность. Элементарные музыкальные инструменты, благодаря
своей простоте и яркости звучания, представляют для детей большой интерес,
а игра на них влияет на развитие музыкальных способностей, побуждает к
творческому самовыражению, способствует развитию начальных навыков
импровизации, служит методом релаксации.
Многие известные педагоги-музыканты, такие как, Б.В.Асафьев,
Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина,
Лаптев И.Г., Металлиди Ж., Тютюнникова Т.Э. и др. в своих программах и
методиках музыкального воспитания подчеркивают необходимость
использования игры на детских элементарных музыкальных инструментах для
выявления и развития музыкальных способностей детей, пробуждения и
воспитания устойчивого интереса к дальнейшим занятиям музыкой.
Занятия строятся на достаточно частой смене форм деятельности,
которые включают в себя элементы игры. Игровая форма занятий
привлекательна для обучающихся, поэтому ребята с радостью принимают
участие в предложенных заданиях, где есть место для творчества и
самовыражения. Дети непроизвольно запоминают учебный материал,
вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с
яркими впечатлениями от игры на детских музыкальных инструментах, от
красочных наглядных пособий, используемых в данной программе.
Отличительные особенности. Основной отличительной особенностью
данной программы является соединение в единое целое музыки, слова и
движения. На занятиях обучающиеся не только осваивают детские

инструменты, но и слушают музыкальные произведения, двигаются под
музыку, играют и выполняют разные речевые и творческие задания.
В программе используются описанные в методике музыкального
воспитания Т. Тютюнниковой методы по принципам К. Орфа: игры со
звучащими жестами; речевые игры; игры-театрализации; творческие задания
по слушанию музыки; репертуар для исполнительства на детских
музыкальных инструментах. К. Орф ввел понятие «Элементарное
музицирование» где термин «элементарное» имеет смысл «первичное»,
ведущее начало от самих основ, простое, доступное каждому, но не
примитивное. Музицирование понимается как глубокая и органичная
взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое
интонационно-ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а
на музыку человек откликается движением.
Музыкальный репертуар образовательной программы «Шумовой
оркестр» составляют композиции из русской народной музыки, известных
классических произведений и современной музыки в авторской обработке, а
также с опорой на ФОП ДО.
Обучение игре на простых музыкальных инструментах – это интенсивное
развитие разнонаправленных возможностей ребенка, причём не только
узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые
необходимы ребенку будут в повседневной жизни: хорошая координация,
которая развивается в результате одновременной игры на музыкальных
инструментах (развитие получают одновременно оба полушария головного
мозга); развитие памяти, так как обучение игре на инструментах
предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов
и знаков, а также исполнение музыкальных произведений на память; развитие
перспективного мышления достигается развитием способностей у детей
мыслить вперед, опережая игру на том или ином инструменте, не прерывая
при этом исполнения; развитие пальцевой моторики, которая напрямую
связана и с развитием речевых навыков детей игра на музыкальных (шумовых)
инструментах развивает не только творческие способности, но и гибкость и
вариативность мышления.
Обучаясь игре на музыкальных (шумовых) инструментах, ребенок
развивает такие качества, как эстетический вкус и мышление. Одновременно
с этим он знакомится с историей возникновения инструментов, традициями,
обычаями народной музыки.
Обучение игре на простейших звуковысотных инструментах
способствует освоению основ музыкальной грамоты, развитию метро ритмического чувства.

Совместное музицирование вызывает у обучающихся неподдельный
интерес, способствует созданию у каждого ребенка ситуации успеха. Участвуя
в ансамбле, ребята привыкают к коллективному сотворчеству, к чувству
общей ответственности, успешнее социализируются в творческом процессе. У
детей развивается умение анализировать, появляется стремление к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Изначально данная программа создавалась для всех желающих. В
последующие годы ее реализации в группы были приняты дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Коррекционно-развивающая работа: Как известно, музыка оказывает
лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции
отклонений в развитии. У обучающихся с ОВЗ за счет вовлечения их в
музыкальную деятельность, может наблюдаться повышение психической
активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоциональноличностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Таким образом, программа может реализовываться с включением детей с
ОВЗ в общие группы. В процессе обучения они осваивают простые способы
игры на ритмических (шумовых) инструментах и могут быть включены в
концертный состав коллектива с ведением простых аккомпанирующих партий
на шумовых инструментах.
Уровень
освоения
программы.
Программа
предполагает
общекультурный уровень освоения.
Объем и срок реализации программы. Срок реализации программы – 3
года, общее количество учебных часов для освоения программы – 216 часов,
или 72 часа на каждый учебный год.
Режим занятий: 2 раза в неделю, периодичность – с сентября по май
включительно; продолжительность – для детей 4–5 лет – 20 минут; для детей
5–6 лет – 25 минут; 6–7 лет – 30 минут.
Форма обучения – очная. Аудиторные занятия – занятия в пределах
учебного
класса, задания и упражнения выполняются под непосредственным
руководством педагога.
Особенности организации образовательного процесса – групповая
работа в одновозрастном постоянном составе.
Условия набора в коллектив. Программа ориентирована на детей без
специальной музыкальной подготовки. В группу принимаются все желающие
мальчики и девочки в возрасте от 4 до 5 лет.
Условия формирования групп: Способности детей выявляются на
прослушивании при поступлении в коллектив. Проверяются музыкальные

данные ребенка (мелодический и гармонический слух, чувство ритма,
музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных
способностей.
Количество детей в группе. Наполняемость групп 5-8 человек.
Цель программы – создание условий для формирования и развития
творческих способностей детей посредством игры на детских музыкальных
инструментах.
Задачи программы
Образовательные:
– формировать у детей желание владеть разными инструментами, знать их
назначение;
– формировать умение согласованно действовать в коллективе, добиваться
сыгранности, выразительности исполнения, уметь исполнять сольные партии;
– формировать умение слушать исполнение друг друга, определять на слух
допущенные ошибки, анализировать их;
– формировать умение использовать музыкальные инструменты для
озвучивания сказок, стихов;
– познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной
выразительности.
Развивающие:
– развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и
изобретательность в звукотворчестве;
– развивать ритмический и интонационный слух;
– развивать способность к элементарной импровизации, представление об
ускорении и замедлении темпа;
– развивать слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики,
память, внимание и организованность;
– накапливать и обогащать двигательный опыт;
Воспитательные:
– воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только
на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
– воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к
традициям и обычаям страны, края; прививать им интерес к прошлому
старшего поколения;
– воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
– обогащать духовный мир детей.

Принципы обучения: принцип творческой направленности, игрового
познания и максимальной реализации в соответствии с индивидуальными
особенностями детей.
Приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный – беседа, объяснение,
художественное слово, использование фольклора; репродуктивный –
разучивание, закрепление материала; исследовательский – самостоятельное
исполнение, оценка, самооценка; метод побуждения к сопереживанию или
эмоциональная отзывчивость на прекрасное; метод поисковых ситуаций –
побуждение детей к творческой и практической деятельности.

Содержание программы
Учебный план. Первый год обучения (возраст 4–5 лет)

№

Название
раздела,
темы

Содержание

1

Сколько
лет
музыке?

Знакомство с залом, правилами поведения, инструктаж по ТБ.
Знакомство с русским бытом и русскими народными
музыкальными
игрушками
посредством
наглядных
материалов: иллюстраций, видео- и презентационных
материалов, образцов народного кустарного творчества.
Исследование принципов звукоизвлечения у музыкальных
деревянных игрушек

2

На
чём
играла
бабушка?

Знакомство с ударными народными инструментами: рубель,
трещотка,
хлопушка.
Прослушивание
музыкальных
произведений,
созданных
при
помощи
указанных
инструментов.
Принципы
звукоизвлечения
ударных
инструментов. Пальчиковые игры для тренировки мелкой
моторики, музыкальные игры с использованием изучаемых
инструментов. Закрепление в игровой форме

Ко
лич
ес
2тв
о
ча
сов
,
пр
ак
ти
2ка

3

На
чём
играла
бабушка?

Знакомство с ударными народными инструментами: 2
копытца,
колокольчики,
ложки.
Прослушивание
музыкальных произведений, созданных при помощи
указанных инструментов. Принципы звукоизвлечения
ударных инструментов. Пальчиковые игры для тренировки
мелкой моторики, музыкальные игры с использованием
изучаемых инструментов. Закрепление в игровой форме

4

«В гости
к ложкамвеселушка
ми»

Беседа о русской ложке: история, виды ложек, особенности 3
росписи. Просмотр видеоматериалов выступления ансамбля
ложкарей. Обсуждение постановки рук, приёмов игры.
Пальчиковые игры для тренировки мелкой моторики.
Закрепление в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: фотоотчёт

5

«Друж
ные
лошадк
и»

Правильная постановка исполнительского аппарата – рук. 3
на
сайте ДОУ
Прослушивание
и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Пальчиковые игры для тренировки мелкой
моторики рук. Изучение базовой позиции в игре на ложках:
черенки ложек закладываются так, чтобы выпуклой стороной
чашечки, «спинкой», они были обращены друг к другу
Простукивание простой попевки с целью добиться звучания
в унисон. Закрепление в игровой форме

6

«Дождик»

Правильная постановка исполнительского аппарата – рук. 3
Игра с палочками для отработки простого ритмического
рисунка с элементами импровизации детей. Знакомство
с попевкой «Дождик»: обсуждение средств передачи звука
капель. «Силу» дождя можно увеличивать и уменьшать,
меняя темп и динамику ударов. Закрепление в игровой
форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на осеннем празднике, развлечении

7

«Андре
йворобей
…»

Правильная постановка исполнительского аппарата – рук. 2
Прослушивание и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Пальчиковые игры для тренировки мелкой
моторики. Тренировка базовой позиции в игре на ложках:
черенки в кулаках, ложки смотрят наверх. Простукивание
простой попевки с целью добиться звучания в унисон.
Закрепление
в игровой форме

8

«Молоточе Правильная постановка исполнительского аппарата – рук. 4
к»
Игра с палочками для отработки простого ритмического
рисунка с элементами импровизации детей. Знакомство
с приёмом игры «молоточек»: черенки ложек в кулаках, одна
рука на уровне живота, ложка расположена «спинкой» вверх.
Второй ложкой бить с размахом по первой, как молотком по
наковальне. Простукивание простой попевки
с целью добиться звучания в унисон. Закрепление в игровой
форме

9

«Пирожки» Подготовка исполнительского аппарата – рук: пальчиковая 2
игра «Лесная тропинка», попевка «Дятел» с простукиванием,
приём «молоточек» со сменой рук. Знакомство
с приёмом игры «пирожки»: ложки в позиции, как для приёма
«молоточек»; наносить удары попеременно меняя опорную
руку. Простукивание простой попевки с целью добиться
звучания в унисон. Закрепление в игровой форме

10

«Я пеку,
пеку,
пеку…»

Знакомство с русской народной кухней – презентационные 2
или видеоматериалы. Разучивание попевки «Я пеку, пеку,
пеку…». Отработка ритмического рисунка приёмом
«пирожки» – добиваться игры в унисон, со сменой вокальной
и инструментальной партии. Пальчиковая игра «Падал снег
на порог». Закрепление материала в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: музицирование
с родителями в рамках досуга

11

«Лесно
й
перепол
ох»

Подготовка исполнительского аппарата – рук: пальчиковая 2
игра «Лесная тропинка», попевка «Дятел» с прохлопыванием
ритмического рисунка. Импровизация с детьми «Лесной
переполох» приёмом «молоток» и в базовой позиции:
изобразить перестук нескольких дятлов; выделить солистов,
дуэты, группы; изобразить «скромных» дятлов или дятлов
«хулиганов». Игра «Покажи, чьи уши»

12

«Стукпостук»

Знакомство с приёмами игры на ударных инструментах: рубель, 3
хлопушка. Упражнения на отработку ритмического навыка:
сначала при помощи рук/ног, потом с использованием
инструментов. Игры с движением: «Весёлые лошадки», «Дятел»

13

«Весёл
ые
кузнец
ы»

Подготовка
исполнительского
аппарата
–
рук:
пальчиковая игра «Смешные человечки», «Подкуём
лошадку». Отработка движений для исполнения
композиции
«Во кузнице». Отработка ритмического рисунка разными
приёмами – добиваться игры в унисон, со сменой вокальной
и инструментальной партии. Снятие эмоционального
и физического напряжения в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление на
новогоднем празднике

3

14

«Зиму
шказима»

Знакомство с приёмами игры на ударных инструментах:
копытца. Упражнения на отработку ритмического навыка:
сначала при помощи рук/ног, потом с использованием
инструментов. Игры на развитие творческого потенциала и
импровизации: «Отгадай инструмент», «Озвучь сказку»,
«Подыграй музыкантам»

4

15

«Вот так Отработка навыков игры на ударных инструментах: 4
холод, вот правильная постановка исполнительского аппарата – рук.
мороз!»
Прослушивание и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Пальчиковые игры для тренировки мелкой
моторики

16

«Весело
играем –
всех
потешаем
»

Игра на ударных инструментах: ложки, рубель, трещотки, 4
копытца. Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Прослушивание и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Пальчиковые игры для снятия напряжения мышц
рук. Простукивание ритма песни «Ах вы, сени» ложками
в парах в базовой позиции: игра в ладушки. Отработка
приёмов игры для исполнения произведения «Ах вы, сени»
разными группами инструментов.
Форма проверки реализации программы: выступление
на празднике к 23 Февраля

17

«Весен
няя
капель
»

Знакомство со звучанием музыкального инструмента
«колокольчики»: маленькие, средние, «удочка»: сравнение
разных музыкальных инструментов. Игры «Какой
инструмент играет?», «Найди похожий звук»; сравнение
колокольчиков и ударных инструментов. Пальчиковые игры
– «Весна», «Солнышко»

3

18

19

«Колоколь
чик
зазвенит –
всех
вокруг
развеселит
«Звонкие
»колокольч
ики»

20

«Музыкал
ьный
театр»

21

«Поигр
ай,
подруж
ка»

22

«Высо
кие и
низкие
»

Изучение приёмов игры на разных видах колокольчиков:
удары, тремоло. Подготовка исполнительского аппарата –
рук; игры на развитие мелкой моторики: «Солнышко»,
«Весенняя капель»

3

Игра на колокольчиках. Подготовка исполнительского
аппарата – рук. Пальчиковые игры для снятия напряжения
мышц рук. Простукивание ритма песни «Весна пришла»
ладошками. Отработка приёмов игры для исполнения
произведения на колокольчиках. Снятие эмоционального
и физического напряжения в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление на
весеннем празднике

4

Игровая, исследовательская деятельность: закрепление 4
знаний о мире звуков и приёмов игры на разных
музыкальных инструментах посредством озвучивания
персонажей разных сказок. Подготовительный этап:
пальчиковые игры, беседа об особенностях каждого
персонажа сказки, импровизация на инструментах под
музыку.
Форма проверки реализации программы: фотоотчёт
Упражнения
на сайте ДОУна взаимодействие в оркестре: умение слушать 3
партнёра, умение слышать себя в оркестре. Музыкальные
игры на внимание, координацию движений, импровизацию:
«Кто играет?», «Найди друга», «Ровным кругом». Знакомство
с новыми народными играми: «Дядюшка Трифон», «Золотые
ворота»
Исследовательская деятельность: сравнение звуков изученных 3
музыкальных инструментов. Игры на развитие звуковысотного
слуха, умения вступать на сильную долю, слушать партнёра

«Мы –
Повторение приёмов игры на разных музыкальных 4
музыканты инструментах. Повторение произведений, изученных в
течение года. Снятие эмоционального и физического
»
напряжения
в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: открытое занятие
для родителей
Итого:
72
23

Учебный план. Второй год обучения (возраст 5–6 лет)
№

Название
раздела, темы

1

«Здравствуй,
детский сад»

2

«Найди друга»

3

«Лесная сказка»

4

«Маятник»

Содержание

Кол
иче
ств
Повторение правил поведения в зале и в рамках НОД, 1 о
инструктаж по ТБ. Активизация знаний о ч
музыкальных инструментах: игры «Найди звук», а
«Музыкальная карусель», «Высокий/низкий», «Кто как с
поёт»
о
Повторение приёмов игры на ударных народных 3в
инструментах: рубель, трещотки, ложки, коробочка. ,
Подготовка исполнительского аппарата – рук: п
пальчиковые игры «Жил-был гном», «Тук-тук». Игры р
а
на развитие ритма и звуковысотного слуха
к
т
Подготовка исполнительского аппарата – рук: 3и
пальчиковая игра «Лесная тропинка», попевка «Дятел» к
с
прохлопыванием
ритмического
рисунка. а
Импровизация
с детьми «Лесной переполох» приёмом «молоток»
и в базовой позиции: изобразить перестук нескольких
дятлов; выделить солистов, дуэты, группы; изобразить
«скромных» дятлов или дятлов «хулиганов». Игра
«Покажи, чьи уши».
Форма проверки реализации программы: фотоотчёт
на сайте ДОУ
Подготовка исполнительского аппарата – рук. 4
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Пальчиковые игры для
тренировки мелкой моторики. Знакомство с приёмом
игры «маятник»:
на вытянутых перед собой руках скользящие удары
ложки о ложку, напоминающие движение маятника.
Простукивание попевки «Ложкари» с целью добиться
звучания в унисон. Закрепление в игровой форме

5

«Жили
у бабуси…»

Правильная постановка исполнительского аппарата –
рук. Прослушивание и прохлопывание простых
ритмических рисунков. Пальчиковые игры для
тренировки мелкой моторики рук. Тренировка
базовой позиции в игре на ложках: черенки в кулаках,
ложки смотрят наверх. Простукивание простой
попевки с целью добиться звучания в унисон.
Закрепление в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на осеннем празднике/развлечении

4

6

«Молоточек»

Правильная постановка исполнительского аппарата –
рук. Игра с палочками для отработки простого
ритмического рисунка с элементами импровизации
детей. Знакомство с приёмом игры «молоточек»:
черенки ложек в кулаках, одна рука на уровне живота,
ложка расположена «пузиком» вверх. Второй ложкой
бить с размахом по первой, как молотком по
наковальне. Простукивание простой попевки с целью
добиться звучания в унисон. Закрепление в игровой
форме

4

7

«Подарок
мамы»

для Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Пальчиковые игры для
тренировки
мелкой
моторики.
Пение
и
инструментальное
сопровождение
приёмом
«Пирожки» попевки «К нам гости пришли…». Снятие
эмоционального и физического напряжения
в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на празднике/развлечении

4

8

«Часики»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Игры с палочками для
развития мелкой моторики. Знакомство с попевкой
«Часики»: простукивание приёмом «маятник» с целью
добиться точного повтора ритма. Закрепление в
игровой форме

3

9

«Сею-вею
снежок…»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Отработка попевки «Часики»
приёмом «маятник»: работа в группах. Знакомство с
песней «Сею-вею снежок…». Простукивание ритма
приёмом «маятник» и в базовой позиции

4

10

«Как
тоненький
ледок…»

на Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Пальчиковая игра «Снежок». Простукивание ритма
песни «Как на тоненький ледок…» приёмами
«пирожки» и «маятник». Пение и инструментальное
сопровождение песни. Снятие эмоционального и
физического напряжения в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на новогоднем празднике

4

11

«Ах вы, сени»

Знакомство с русским народным праздником Колядки,
презентационные или видеоматериалы. Разучивание
кричалок и зазывалок с простукиванием ритма в
базовой позиции. Знакомство с песней «Ах вы, сени»:
обсуждение лексического материала, ритмического
рисунка. Простукивание ритма песни приёмом
«шофёр». Закрепление материала в игровой форме

2

12

«Рождественские Подготовка исполнительского аппарата – рук.
колядки»
Пальчиковые игры по теме «Зима». Подготовка к
исполнению знакомых фольклорных произведений.
Снятие эмоционального и физического напряжения в
игровой форме.
Форма проверки реализации программы: участие в
раз- влечении «Колядки».

2

13

«Веселиться нам Подготовка исполнительского аппарата – рук.
не лень»
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Пальчиковые игры для снятия
напряжения мышц рук. Простукивание ритма песни
«Ах вы, сени» в парах в базовой позиции: игра в
ладушки

4

14

«Шофёр»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Пальчиковая игра «Снежок». Знакомство с приёмом
игры «шофёр»: чашечки лежат на ладонях, «спинкой»
на зрителя, пальцы обхватывают чашечки; черенки
смотрят вниз. Удары наносить или прямо, двумя
руками, или с поворотом кистей. Простукивание
простых ритмов новым приёмом. Знакомство с песней
«Как на тоненький ледок…». Закрепление материала в
игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на празднике к 23 Февраля

4

15

«Птичка»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Пальчиковые игры по теме. Знакомство с новым
приёмом игры «птичка»: рука на уровне живота, ложка
зажата в ладони «спинкой» вверх, черенок – хвостик
птички – смотрит на зрителя; черенок второй ложки
зажат в другой, ударной, руке, чашечкой вверх.
Играем попеременно по чашечке и черенку ложки«птички». Простукивание простых ритмов новым
приёмом. Снятие эмоционального и физического
напряжения в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: выступление
на весеннем празднике

4

16

«Побежали
наши ложки»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
4
Пальчиковые игры по теме. Знакомство с песней
«Я на горку шла»: обсуждение лексического материала,
ритмического рисунка. Простукивание ритма приёмом
«птичка» с изменением темпа – ускорение/замедление.
Закрепление материала в игровой форме

17

«Давай
дружить»

Подготовка исполнительского аппарата – рук.
Пальчиковые игры по теме. Исполнение песни
«Я на горку шла» приёмом «птичка» с изменением
темпа. Музыкально-дидактическая игра в парах в
базовой позиции

18

«К нам гости
пришли»

Подготовка исполнительского аппарата – рук. 4
Прослушивание
и
прохлопывание
простых
ритмических рисунков. Исполнение знакомых попевок
и песенок разными приёмами. Пальчиковые игры для
снятия эмоционального и физического напряжения.
Форма проверки реализации программы: открытое
занятие для родителей

19

«Звонкие
колокольчики»

Активизация знаний об игре на колокольчиках: игры
на развитие ритма и звуковысотного слуха.
Пальчиковые игры для тренировки мелкой моторики.
Пение и инструментальное сопровождение приёмами «удары» и «тремоло» попевок по теме «Весна».
Музыкальные подвижные игры с использованием
коло- кольчиков: «Кот и мыши», «Жмурки»

20

«Кто лучше»

Отработка навыка игры на музыкальных инструментах 3
в малых подгруппах: ударные инструменты, колокольчики. Импровизация под произведения народного
творчества в игровой форме: «Ходит зайка», «Дядюшка
Трифон», «Котя, котенька-коток», «Во кузнице».
Музыкально-ритмические игры

4

3

21

«Настоящие
артисты»

Повторение приёмов игры на разных музыкальных
2
инструментах. Повторение произведений, изученных
в данном учебном году. Снятие эмоционального и
физи- ческого напряжения в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: отчётный
концерт или открытое занятие для родителей

Итого:

72

Учебный план. Третий год обучения (возраст 6–7 лет)
№

Название
раздела,
темы

Содержание

Ко
ли
че
ст
1во
ча
со
в,
пр
ак
ти
3
ка

1

«Здравствуй
,
детский
сад»

Повторение правил поведения в зале и в рамках НОД,
инструктаж по ТБ. Активизация знаний о музыкальных
инструментах: игры «Назови меня», «Кто как поёт»,
«Найди звук», «Музыкальная карусель», «Высокий/
низкий», музыкальные пазлы.

2

«Весёлые
ложки»

Подготовка
исполнительского
аппарата
–
рук.
Прослушивание и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Активизация приёмов игры на ложках:
«Птичка», «Маятник», «Молоточек», «Пирожки».
Закрепление в игровой форме.
Форма проверки реализации программы: фотоотчёт
на сайте ДОУ

3

«Поиграем
,
постучим»

Знакомство с приёмом игры на двух ложках одной
3
рукой: простые удары по ладони/колену. Подготовка
исполнительского аппарата – рук. Пальчиковые игры по
теме. Исполнение знакомой песни, например, «Я на горку
шла», указанным приёмом. Снятие напряжения мышц рук
при помощи музыкальных игр

Знакомство с приёмом игры «домик»: обе ложки
4
в правой руке, удар между одним коленом и ладонью левой
руки. Прослушивание музыкальных произведений по теме,
разучивание попевок: «Дождик, дождик пуще»,
«Как у наших у ворот». Отработка навыка игры приёмом
«домик» под выбранное музыкальное произведение.
Снятие эмоционального и физического напряжения при
помощи подвижных игр.
Форма проверки реализации программы: выступление
на осеннем празднике/развлечении

4

«Золотая
ярмарка»

5

«Треугольник» Знакомство с приёмом игры «треугольник»: обе ложки в
4
правой руке, по очереди ударяем по правому колену, по
ладони левой руки, по левому колену,
по ладони левой руки – как бы «рисуем» треугольник.
Прослушивание музыкальных произведений по теме,
разучивание попевок: «Тень-тень, потетень», «Как у наших
у ворот». Отработка навыка игры приёмом «треугольник»
под выбранное музыкальное произведение. Снятие
эмоционального и физического напряжения при помощи
подвижных игр

6

«Соседи»

Знакомство с приёмом игры «Соседи»: обе ложки в правой 4
руке, по очереди ударяем по колену соседа, по ладони левой
руки, по своему колену, по ладони левой руки.
Отрабатываем навыки игры приёмами «домик» и
«треугольник». Прослушивание музыкальных произведений
по теме, чередование вокального исполнения: попевки
«Тень-тень, потетень», «Как у наших у ворот» и игры
на инструментах. Снятие эмоционального и физического
напряжения при помощи подвижных игр.
Форма проверки реализации программы: музицирование
с родителями в рамках досуга

Подготовка
исполнительского
аппарата
–
рук. 4
Прослушивание и прохлопывание простых ритмических
рисунков. Знакомство с приёмом «солнышко»: ложки
в позиции «птичка». Ударяя по ложке-«птичке», рисовать
круг двумя руками слева направо. Знакомство с песней «Как
на тоненький ледок…», простукивание ритма
с применением нового приёма. Закрепление материала в
игровой форме
Знакомство с приёмом игры «глиссандо»: обе ложки
4
в правой руке, скользящие движения по ладони левой руки
и колену. Отрабатываем уже известные навыки игры на
ложках. Прослушивание музыкальных произведений по
теме, чередование вокального исполнения –
попевки «Зимушка-зима», «В хороводе мы были» и игры на
инструментах. Музыкально-ритмические игры

7

«Здравствуй
, солнышко»

8

«Зимушказима»

9

«Как на
тоненький
ледок…»

Подготовка исполнительского аппарата – рук. Пальчиковая 4
игра «Снежок». Простукивание ритма песни
«Как на тоненький ледок…» приёмами «домик» и
«треугольник». Пение и инструментальное сопровождение
песни. Снятие эмоционального и физического напряжения
в игровой форме

10

«Здравствуй
,
Новый
год!»

Повторение приёмов игры на ударных инструментах, 3
колокольчиках. Подготовка произведений к исполнению на
концерте: индивидуальная работа, работа малыми группами.
Освоение простых элементов народного танца; сочетание
элементов
народного
танца
с
инструментальным
исполнительством.
Форма проверки реализации программы: выступление
на новогоднем празднике

11

«Рождественск Подготовка исполнительского аппарата – рук.
ие колядки»
Пальчиковые игры по теме «Зима». Подготовка к
исполнению знакомых фольклорных произведений.
Музыкально-ритмические игры, подвижные игры.
Форма проверки реализации программы: участие в развлечении «Колядки»

4

Активизация знаний/знакомство с
нотным рядом 4
посредством
наглядных
материалов:
иллюстрации,
презентации, видео. Игры на развитие звуковысотного
слуха: «Какая нотка выше?» Подвижные игры на
закрепление названий нот и очерёдности

12

«Как
выглядит
музыка?»

13

«Пойте, гусли» Знакомство с инструментом «гусли». Презентация по теме: 3
история создания, виды, образцы звучания. Изучение
внешнего вида инструмента, его звучания. Прослушивание
музыкальных произведений, исполненных на гуслях.
Знакомство с медиатором, его назначением; освоение
приёмов игры на струнах. Закрепление материала в игровой
форме

14

«Как
мы
заиграем…
»

Подготовка исполнительского аппарата – рук: пальчи- 3
ковые игры по теме. Знакомство с нотно-ритмически- ми
карточками для игры на гуслях. Отработка навыка игры
простых потешек, попевок. Снятие эмоционального и физического напряжения при помощи подвижных
игр

15

«Веснянка»

Подготовка исполнительского аппарата – рук: пальчи- 2
ковые игры по теме. Игры на развитие звуковысотного слуха
и ритма. Отработка навыка игры простых потешек,
частушек при помощи нотно-ритмических карточек. Снятие
эмоционального и физического напряжения при помощи
подвижных игр.
Форма проверки реализации программы: выступление
на осеннем утреннике

16

«Музыкальн
ый театр»

Игровая, исследовательская деятельность: закрепление
2
знаний о мире звуков и приёмов игры на разных
музыкальных инструментах посредством озвучивания
персонажей разных сказок.
Подготовительный этап: пальчиковые игры, беседа
об особенностях каждого персонажа сказки, импровизация
на инструментах под музыку

17

«Весенний
хоровод»

Повторение приёмов игры на ударных инструментах, 4
колокольчиках. Подготовка к концерту: индивидуальная
работа, работа малыми группами. Освоение простых
элементов народного танца; игровые приёмы для реализации
творческого и эмоционального потенциала. Снятие
эмоционального
и физического напряжения подвижными играми.
Форма проверки реализации программы: выступление на
выездном конкурсе

18

«Эта
звонкая
частушка»

Знакомство с малой формой фольклорного творчества –
4
частушкой:
историей
возникновения,
основными
сюжетами, особенности в зависимости от местности
и народности. Традиционные исполнительские приёмы.
Прослушивание образцов музыкального творчества.
Импровизация с использованием изученных приёмов игры и
элементов танца. Приёмы для развития эмоциональной
сферы: «пантомима», «покажи эмоцию»; игры, направленные
на раскрытие творческого потенциала. Форма про- верки
реализации программы: фотоотчёт на сайте ДОУ

19

«Эх,
топну
ногой»

Повторение приёмов игры на ложках. Освоение простых 4
элементов народного танца; отработка навыка вокального,
инструментального исполнительства и хореографии.
Импровизация под произведения русского фольклора.
Музыкальные подвижные игры на взаимодействие

20

«Наша Родина» Повторение приёмов игры на ударных инструментах,
колокольчиках. Подготовка к концерту: индивидуальная
работа, работа малыми группами. Освоение простых
элементов народного танца; игровые приёмы для
реализации творческого и эмоционального потенциала при
исполнении произведений. Снятие эмоционального и
физического напряжения при помощи подвижных игр.
Форма проверки реализации программы: выступление на
концерте в честь Дня Победы

2

21

«Переполох»

Снятие эмоционального и физического напряжения при
помощи народных игр: игры по желанию воспитанников

1

22

«Подари
радость»

Итого:

Повторение приёмов игры на разных музыкальных
3
инструментах. Повторение произведений, изученных
в течение года. Снятие эмоционального и физического
напряжения в игровой форме. Форма проверки реализации
программы: отчётный концерт

72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».