СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ДОП
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………. 3
1.2 Цели и задачи реализации ДОП МАДОУ…………………………
5
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса... 5
1.4 Планируемые результаты освоения ДОП МАДОУ………………. 6
1.5 Оценка индивидуального развития детей…………………………. 7
2. Содержательный раздел ДООП
2.1.Описание образовательной деятельности……………………………. 8
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………… 10
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план…………………………………………………………. 13
3.2. Календарный учебный график………………………………………. 15
3.3. Расписание занятий …………………………………..…………… 16
3.4. Описание материально-технического обеспечения……………….. 17
3.5. Учебно-методические материалы и средства обучения…………… 19
Приложение 1. Рабочая программа «Мир фантазий»
2
1. Целевой раздел дополнительной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»
говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формировании культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья, а
также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование
детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности
разработана в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 278-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 «об организации Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно–эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «К
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
- Уставом МАДОУ детский сад комбинированного вида № 16 «Тополек».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 16 «Тополек» (далее – детские сады
МАДОУ № 16 «Тополек») осуществляет образовательную деятельность в
интересах ребёнка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в
том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и
получении дополнительного образования.
Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена
на:
Создание эффективной системы выявления и развития способностей,
заложенных в ребёнке
На формирование эстетического отношения к миру и раскрытие
творческого потенциала каждого и его самореализации в
художественной деятельности
Удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их
интересами и запросами родителей (их законных представителей)
3
Развитие
индивидуальных
способностей,
креативности,
самостоятельности, творческого самосовершенствования детей
дошкольного возраста.
Актуальность
данной
Программы
обусловлена
значительной
продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего
возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и
детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение
приобретает дополнительное образование дошкольников.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
вариативную
составляющую
общего
образования,
способствует
практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном
образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию
обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать
свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и
получают возможность полноценной организации свободного времени.
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств
познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте
каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и
удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с
детьми в детском саду является изобразительная, художественная,
продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в
собственное творчество.
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий
мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще
сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и
традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая
огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого
недостаточно для развития творческих способностей детей.
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными
по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы
изображения, развивать творчество детей.
И так как есть социальный заказ со стороны родителей, уровень развития и
способности детей, возможности дошкольной организации в предоставлении
условий для реализации данной Программы, то создание кружков художественноэстетической направленности достаточно актуальна и педагогически целесообразна.
В основе Программы – концептуальные идеи Л.В. Выготского,
Г.В. Плеханова, теория деятельности П.Я Гальперина, В.В. Давыдова
А.Н.
Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и теории художественного воспитания детей
А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, И.А. Лыковой.
Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и
интересов детей, посещающих детские сады МАДОУ № 16 «Тополек» в
художественно-эстетическом развитии, для достижения полной гармонии с
самим собой и окружающим миром, для возможности реализации свободы
выбора действий, приобщения детей к искусству.
4
Возраст детей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5
до 7 лет.
Сроки реализации программы. Дополнительная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности реализуется в
течение двух лет.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных
способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
комментированного рисования, формирование всех психических процессов,
развитие художественно-творческих способностей и положительноэмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность, а также мелкую моторику рук;
- формировать знания о различных видах изобразительной деятельности,
нетрадиционных техниках рисования и эстетическое отношение детей к
окружающей действительности;
- совершенствовать навыки работы с различными изобразительными
материалами;
- воспитывать эстетические чувства, способность смотреть на мир глазами
художников, замечать и творить красоту.
1.3.
ПРИНЦИПЫ
И
ПОДХОДЫ
К
ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
•
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
•
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
•
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
•
принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
•
принцип развивающего характера художественного образования;
•
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
•
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой
на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические
принципы,
обусловленные
особенностями
художественно-эстетической деятельности:
•
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
5
•
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания
изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др.
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития
детей;
•
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание
человека
думающего,
чувствующего,
созидающего,
рефлектирующего);
•
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
•
принцип организации тематического пространства (информационного
поля) - основы для развития образных представлений;
•
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых
способов
действий,
направленных
на
создание
выразительного
художественного образа;
•
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых
ориентиров:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой
художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к
окружающему миру в продуктивной деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские
решения, замечает новые красивые предметы в окружении;
- ребенок самостоятельно применяет изобразительные умения и
изобразительные средства и использует техники художественноизобразительной деятельности.
1.5.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной
6
деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Вместе с тем ФГОС ДО оговаривает, что при реализации программы
может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основным способом проверки эффективности реализации программы
является анализ результатов художественной деятельности детей. В конце
изучения каждого раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор
лучших работ для участия в выставках и конкурсах. На каждом занятии
педагог совместно с воспитанниками обсуждает и оценивает проделанную
работу с точки зрения поставленных задач. Таким образом, перед ребенком
раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности,
формируются самооценка и самоконтроль.
При подведении итогов реализации программы учитываются следующие
требования к оценке:
- Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого
ребенка.
- По мере развития ребенка оценка становится все более
дифференцированной.
- Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других
детей, нужно оценивать его собственные достижения.
- Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально
в нем активны.
Результатом обучения по программе станет приобщение детей к
практической художественной деятельности, развитие сенсомоторных
навыков: тактильной, зрительной памяти, мелкой моторики рук.
2. Содержательный раздел ДООП
2.1. Описание образовательной деятельности
Структура занятия:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных
движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10
минут).
7
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации.
5. Словесные игры, игры-драматизации.
На разных этапах формирования увлеченности используются разные
игровые приемы для создания интереса, для создания выразительного образа,
характера и т. п. Используются игровые приемы, различные виды игр
(театральные, ролевые, строительные и др.), через которые ребенок входит в
образ.
Используются
художественно-развивающие
игры,
загадки,
сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в
гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие), просьба о помощи,
ведь дети никогда не откажутся помочь кому-то, им важно почувствовать себя
значимыми, музыкальное сопровождение.
Программа предусматривает использование нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности:
•пальцевая живопись (на каждый палец свой цвет, краски на палитре,
отпечатывание);
•монотипия;
•картонография (рисунок на картоне, отпечатывание);
•диатилия (на картоне красочный слой, сверху лист бумаги и проводить тупым
концом карандаша);
•акватипия (красная гуашь, воск, прокрашивание акварелью, проявляется
рисунок красной гуашью);
•печать губкой;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•печать по трафарету;
•пластилинография;
•рисование по мокрому слою бумаги;
•ниткография;
граттаж.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее; каждая
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
. Формы работы:
Форма работы даёт возможность детям максимально проявлять свою
активность, изобретательность, развивает их эмоциональное восприятие.
•
Игра, погружение в образ;
•
Беседы;
•
Индивидуальная работа;
•
Коллективная работа;
•
Экскурсии, просмотры диапозитивов, использование ИКТ;
•
Участие в конкурсах, выставках.
Связь с другими видами деятельности:
Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет:
8
•
привлечение художественно-образных средств таких видов искусств,
как музыка, литература, театр;
•
чтение и сочинение на занятиях стихов и сказок;
•
ролевые и театрализованные игры, создание работ под музыку.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
НАЗВАНИЕ
ЭТАПА
Предварительная
работа.
МЕТОДЫ
СРЕДСТВА
1. Метод сенсорного
Беседы, работа с наглядным
насыщения (без сенсорной
материалом, наблюдение,
основы немыслимо
экспериментирование.
приобщение детей к
художественной культуре).
2. Метод эстетического
выбора (убеждение
красотой), направленный
на формирование
эстетического вкуса.
Вхождение в тему.
1. Метод пробуждения ярких
Игры, экспериментирование с
эстетических эмоций и
различными материалами,
переживаний с целью
беседы.
овладения даром
сопереживания.
2. Метод побуждения к
сопереживанию,
эмоциональной
отзывчивости на прекрасное
в окружающем мире.
3. Метод нетривиальных
творческих ситуаций,
пробуждающих интерес к
художественной
деятельности.
Художественно1. Метод разнообразной
Работа с материалами,
изобразительная
художественной практики.
сотворчество, деятельность.
деятельность.
2. Метод сотворчества с
педагогом, народным
мастером, художником,
сверстниками.
3. Метод эвристических и
поисковых ситуаций.
Выставка1. Метод эстетического
Выставки, вернисажи,
презентация детских
убеждения.
совместное обсуждение работ.
работ.
2. Метод эстетического выбора
(убеждение красотой),
направленный на
формирование эстетического
вкуса.
3.
Метод побуждения к
сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
9
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными
участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации
ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи по работе с семьёй:
•повышать
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
(познакомить родителей с особенностями развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста, с организацией занятий в изостудии);
•убеждать родителей в необходимости соблюдения единых с организацией
требований посещения занятий в изостудии для ребёнка дошкольного
возраста;
•знакомить родителей разнообразным формам организации занятий
изодеятельностью в домашних условиях;
•создавать условия для доверительного, неформального общения педагога
дополнительного образования с родителями;
•постоянно вести работу по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной
организации и в семье.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Дополнительное образование строится на основе диалога, открытости,
искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в
Программе представлены традиционные и инновационные формы
взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители
чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали
поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании
дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы
сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Формы
взаимодействия с
семьей
Познавательные
формы
для
повышения
психологопедагогической
культуры
родителей.
Традиционные
родительское
собрание
(организованное
ознакомление
родителей
с
задачами,
содержанием
предлагаемых услуг)
тематические
консультации
(ответы
на
интересующие
вопросы родителей)
индивидуальные
консультации
Инновационные
Формы отчета
-выставки
- выставки
вернисажи детских творчества.
работ,
объединенных одной
тематикой;
индивидуальные
выставки детских
работ,
на
свободные темы
мастер-классы
(позволяют
знакомить
родителей
с
различными
10
(квалифицированные изобразительными
ответы специалистов техниками);
ДОУ);
презентация
дополнительной
услуги (информация
о
содержании
работы с детьми).
- Фестивали
Досуговые формы -Экскурсии в музей
Экскурсии
по художественного
(установление
интересным местам творчества
эмоционального
контакта между города (зарисовки, (формируют
выполнение
адекватную
педагогами,
интересных
работ самооценку,
родителями,
продуктивной
развивают волевые
детьми)
деятельности).
качества;
воспитывают
эстетический вкус)
- информационные организация выставки
Наглядно-инпроспекты
для детских выставок творчества.
формационные:
родителей,
художников,
информационно- организация дней скульпторов,
при
ознакомии
тельные;
ин- (недель) открытых участии
дверей,
совместной работе
формационно- открытые про- с родителями
просветительские
смотры занятий и
формы
(ознакомление
других
видов
родителей
с деятельности
работой
детей.
дошкольного
учреждения,
особенностями
художественного
воспитания детей.
Формирование
у
родителей знаний о
художественноэстетическом
воспитании детей)
проведение - «Почтовый ящик» -оформление
Информационно- социологических
стендов.
аналитические
формы (выявление срезов, опросов.
интересов,
потребностей,
запросов
родителей, уровня
их педагогической
грамотности)
11
12
данное распределение не является жестко
предусматривает возможность интеграции.
регламентированным
и
13
Учебный план соответствует Уставу, реализуемой программе, отражает
образовательную
область
«Художественно-эстетическое
развитие»,
предусмотренную ФГОС дошкольного образования.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип
соответствия
критериям
полноты,
необходимости
и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в
процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки,
которые имеют непосредственное отношение к
развитию
дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
МАДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. Количество и
продолжительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных
образовательных услуг, устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Продолжительность НОД:
- для детей от 5 до 6 лет (старшая группа) – не более 23 минут;
- для детей от 6 до 7 лет (подготовительная группа) не более 30 минут.
Организация совместной деятельности осуществляется во вторую
половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой 10-12 детей.
Раздел, модуль
Рисование
Объем нагрузки в неделю
Старшая
Подготовительная
группа
группа
Кол- время. Кол-во время
во
1
Не
1
Не
более
более
23
30 мин.
мин
Объем нагрузки в год
Старшая
Подготовительная
группа
группа
Кол-во
Кол-во
36
36
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
14
15
3.3 Расписание занятий
ДОУ № 16
ДОУ № 6
понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ДОУ № 8
Старшая группа
(1 подгруппа)
15.40-16.03
Старшая группа (1
подгруппа)
15.40-16.03
(2 подгруппа)
16.13-16.36
Старшая группа (1
подгруппа)
15.40-16.03
(2 подгруппа)
16.13-16.36
Подготовительная
группа
(1 подгруппа)
15.40-16.10
(2 подгруппа)
16.20-16.50
Подготовительная
группа
15.40-16.10
16
3.4. Описание материально-технического обеспечения
МАДОУ № 16
Оборудование:
1.Парта- стол – 6 штук ( для групповых занятий)
2.Стул для ребенка- 10 штук
3. Мольберт- 4 штуки
4.Интерактивная доска SMART Bord 800 DViT для показа презентаций
5. Фотоаппарат
6.Фартуки – 10 штук
7.Компьютер с акустикой
8. Ленточный стол подоконный – 3 штуки
9. Сенсорный стол
10. Интерактивный модуль «Гроза»
11. Мягкий модуль «Паровозик»
Художественные материалы:
1.Цветные карандаши – 10 коробок
2.Простые карандаши – 10 штук
3. Фломастеры- 10 коробок
4.Пастельные мелки – 10 коробок
5. Восковые мелки – 10 коробок
6.Палитра – 10 штук
7.Ластики – 10 штук
8.Акварельные краски ( 12 цветов) – 10 коробок
9. Гуашь ( 12 цветов) - 10 коробок
10. Картон белый и цветной
11.Цветная бумага
12.Бумажные салфетки
13.Клеенки (10 штук)
14. Кисточки для работы с акварелью, гуашью (большие и маленькие,
толстые и тонкие)
15. Подставки под кисти
16. Стаканчики для воды
17. Бумага: для акварели, для пастели, гуаши
18. Клей - карандаш
19. Ляпушки
20. Свечи, зубочистки, шерстяные нитки
21. Трубочки под коктейль
22.Трафареты
23. Пластилин
17
Филиал МАДОУ № 16 – детский сад № 6 «Серебряное копытце»
Оборудование:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Стол – 4 штуки
Стул для детей – 12 штук
Стол для педагога – 2 штуки
Стул для педагога – 2 штуки
Мольберт – 1 штука
Компьютер – 1 штука
Раздаточный материал:
1. Альбомы – 27 штук
2. Цветная бумага – 34 штуки
3. Цветной картон – 27 штук
4. Простые карандаши – 24 штуки
5. Цветные карандаши – 20 коробок
6. Фломастеры – 16 штук
7. Восковые мелки – 12 коробок
8. Гуашевые краски – 12 коробок
9. Акварельные краски – 24 штуки
10.Пластилин – 10 штук
11.Ватные палочки – 1 упаковка
12.Стаканчики для воды – 12 штук
13.Кисточки беличьи № 3 – 19 штук
14.Кисточки щетинные – 15 штук
15.Стаканчики для кисточек – 6 штук
16.Клеевые карандаши – 12 штук
17.Кисточки беличьи № 2 – 20 штук
18.Кисточки пони № 4 – 12 штук
19.Тарелочки пластмассовые – 12 штук
20.Клеенки на столы – 12 штук
21.Палитра – 12 штук
22.Бумажные тарелочки – 100 штук
23.Зубные щетки – 9 штук
24.Трафареты – 4 штуки
25.Печатки – 9 штук
26.Ляпушки – 18 штук
27.Свечки восковые
28.Зубочистки
29.Трубочки для коктейля
30.Нитки, крупа, соль, зубная паста, опилки, скорлупа ореховая.
18
Филиал МАДОУ № 16 – детский сад № 8 «Колобок»
Оборудование:
Стол - 1штука (для подгрупповых занятий)
Стул для ребенка - 6 штука
Стул для педагога - 1 штука
Магнитная доска /мольберт - 1 штука
Раздаточный материал:
1. Шаблоны, трафареты;
2. Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.
3. Альбомы для художественного творчества.
4. Белый и цветной картон.
5. Салфетки бумажные (белые и цветные).
6. Кисти разных размеров
7. Краски акварельные
8. Краски гуашевые
9. Клеевые кисточки
10.Стеки, зубочистки, ватные палочки
11.Губки разных размеров.
12.Штампики.
13.Палитра
14.Свечи, трубочки под коктейль, нитки шерстяные
15.Ляпушки
16.Пластилин
17.Клей
3.5.
Учебно-методические материалы и средства обучения
МАДОУ № 16
Демонстрационные материалы:
Список методических пособий
1.Н.В.Дубовская – Мозаика / 2014
2.Н.Н.Леонова
–
Художественно-эстетическое
развитие
старших
школьников/2014
3. Н. В. Шайдурова - Народные промыслы /Картотека предметных картинок
Выпуск 12
4.Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» /ПЕЙЗАЖ 4-7 лет
5. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» /ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ,
5-9 лет
6. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства»/ СКАЗКА В РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ , 5-9 лет
7. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства»/ НАТЮРМОРТ, 4-7 лет
8. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства»/ ЖИВОТНЫЕ В
РУССКОЙ ГРАФИКЕ , 4-7 лет
19
9. И.Ю. Бордачева /Наглядно-дидактическое пособие / БЕЗОПАСНОСТЬ НА
ДОРОГЕ/
10. И.Ю. Бордачева /Наглядно-дидактическое пособие / ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ/
4-7 лет
11.И.Л.Саво / Информационно- деловое оснащение / ОДИН НА УЛИЦЕ,ИЛИ
БЕЗОПАСНАЯ ПРОГУЛКА
12.Н.В. Нищева / Учебно-наглядное пособие /ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
/2013, Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при
рассматривании произведений пейзажной живописи.
13.Н.А. Курочкина /ЗНАКОМИМ С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ/ 2013
14. И.А.Лыкова / ЛЕПКА / Букашки на лугу 3-7 лет
15. И.А. Лыкова / ЛЕПКА / Кто пасётся на лугу? 3-7 лет
16. И.А. Лыкова / ЛЕПКА / Кто гуляет во дворе ? 3-7 лет
17. И.А. Лыкова / АППЛИКАЦИЯ/ Динозаврики 4-7 лет
18. И.А.Лыкова / АППЛИКАЦИЯ/ Золотые сказки 4-7 лет
19. И.А. Лыкова / АППЛИКАЦИЯ/ Весёлый ЦИРК 4-7 лет
20. И.А. Лыкова / АППЛИКАЦИЯ/ Далекий космос 4-7 лет
ПЛАКАТЫ
1. Хохлома / примеры узоров и орнаментов/
2. Хохлома / работы современных мастеров /
3. Гжель / примеры узоров и орнаментов/
4. Гжель / работы современных мастеров/
5. Зимние виды спорта
6. Летние виды спорта
7. Животные средней полосы
8. Животные Африки
9. Домашние птицы
10.Овощи
11.Форма
12.Цвет
13.Семейство кошек
Музыкальные произведения:
П.И. Чайковский «Вальс цветов»
Музыкальные разминки и гимнастика для глаз
Отрывок из пьесы Р.Шумана « Грёзы»
Песни для детей – Русские народные песни. Страна : Россия . Жанр:
Детские песни ; 2004, Формат : МР3
5. «Утушка Луговая ( рус. Нар. Песня в обр. В. Городовской).
6. А. Рубинштейн «Мелодия (фа мажор)»
7. П. И. Чайковский цикл «Времена года»
8. Э.Григ «Утро», « В пещере горного короля».
9. Релаксационные мелодии «Утро в лесу, «Пение птиц», «Шум моря»
10.Записи соловьиной трели, пения птиц, шума воды
1.
2.
3.
4.
20
Филиал МАДОУ № 16 – детский сад № 6 «Серебряное копытце»
1. Белошистая А.В. Волшебные краски. 5-6 лет: пособие для занятий с
детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
2. Васина Н.С. Волшебный картон. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 112 с.
3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.
Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.
– 112 с.
4. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелок. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2010. – 64 с.
5. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа
художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 144 с.
6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. – СПб.:
Агенство образовательного сотрудничества, 2005. – 64 с.
7. Кантор С.И. Первые поделки вашего малыша. – М.: Айрис-пресс, 2013.
– 112 с.
8. Копцева Т.А., Селезнева Г.Б., Сырых Н.В., Фомина О.Н. Я и мир
искусства. Сценарии игр-занятий. ФГОС: художественно-эстетическое
развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и
конструктивно-модельная деятельность: учебно-методическое пособие.
- М.: Дрофа, 2014. – 168 с.
9. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших
дошкольников. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство
«Детство-пресс», 2014. – 208 с.
10.Саллинен Е.В. Коллективные работы на занятиях по изобразительной
деятельности с детьми в возрасте 3-7 лет: пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Каро, 2011. – 80 с.
Дидактические игры:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
«Дополни картинку». - ЧП Пономарев С.В., г. Киров.
«Контуры». – ООО «РФН», г. Н. Новгород.
«Леля и Сережа в мире цвета». – ЗАО «Русский стиль», г. Москва.
«Цвета». – ЗАО «Степ пазл», г. Москва
«Цвета и оттенки». – ООО «Эльфмаркет», г. Москва.
«Формы». – ООО «Десятое королевство», г. Химки.
21
Филиал МАДОУ № 16 – детский сад № 8 «Колобок»
1. Басина Н., Суслова О. «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 144 с.
2. Дрезнина М. «Игры на листе бумаге». – М.: Издательский дом
«Искатель», 2008. - 70с.
3. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» - Издатель Д.Аронов, 2004 – 95с.
4. Ищенко И. «Моя первая книга о красках». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.
– 24 с.
5. Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная
деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой,
Т.С. Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
6. Кард В., Петров С. «Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк» М.:АСТ; СПБ.: Сова, 2007. – 32 с.
7. Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истоком русской
народной культуре» – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2006.
– 304 с.
8. Краснушкин Е.В. «Изобразительное искусство для дошкольников:
натюрморт, пейзаж, портрет». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа
художественно – эстетического развития детей в изобразительной
деятельности. – М.: ИД «Цветной мир», 2014. – 144 с.
10.Лыкова И.А. «Сюжетная аппликация и рисование». – М.: ООО
«Карапуз-Дидактика», 2005.
11.Лыкова И.А. «Декоративное рисование». – М.: ООО «КарапузДидактика», 2005.
12.«От простого к сложному». Учимся лепить и рисовать – СПб.: Кристалл;
Валери СПб. – 224 с.
13.Мосин И.Г. «Рисование» - «Звезда», 1999. г. Пермь – 103 с.
14.Перевертень Г.И.
«Мозаика из круп и семян» -М.: АСТ; Донец:
Сталкер, 2007. -15с.
15.Ремезова Л.А. «Играем с цветом» демонстрационный и раздаточный
материал для формирование представлений о цвете у дошкольников 3-4
года. – М.: Школьная пресса, 2004. – 16 с.
16.Ремезова Л.А. «Играем с цветом» демонстрационный и раздаточный
материал для формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6
года. – М.: Школьная пресса, 2005. – 24 с.
17.Схиртладзе А.Г. «Тысяча и одна сказка об искусстве» - М.:МИРОС, «КД
Университет», 1997. – 80с.
22
Методические пособия
1.Вохринцева С. Учимся рисовать «Хохлома». – Екатеринбург, Издательство
«Страна фантазий», 2003.
2. Вохринцева С. Учимся рисовать «Дымковская игрушка».- Екатеринбург,
Издательство «Страна фантазий», 2003.
3.Вохринцева С. Учимся рисовать «Городецкая роспись».- Екатеринбург,
Издательство «Страна фантазий», 2003.
4.Вохринцева С. Учимся рисовать «Гжель № 1», рабочая тетрадь. –
Екатеринбург, Издательство «Страна фантазий», 2008.
5.Вохринцева С. Учимся рисовать «Гжель №2», рабочая тетрадь. –
Екатеринбург, Издательство «Страна фантазий», 2008.
6.Вохринцева С. Учимся рисовать «Урало – сибирская роспись № 1», рабочая
тетрадь. – Екатеринбург, Издательство «Страна фантазий», 2008.
7.Вохринцева С. Учимся рисовать «Урало – сибирская роспись № 2», рабочая
тетрадь. – Екатеринбург, Издательство «Страна фантазий», 2008.
8.Гризик Т.И. «Умелые пальчики» (4-5 лет). – М.: «Просвещение», 2007.
9.Гризик Т.И. «Умелые пальчики» (5-7 лет). – М.: «Просвещение», 2007.
10Лыкова И.А. Рисование красками «Игрушки». – М.: ООО «КарапузДидактика», 2007.
11.Лыкова И.А. Рисование красками «Море». – М.: ООО «КарапузДидактика», 2007.
12.Лыкова И.А. Рисование красками «Природа». – М.: ООО «КарапузДидактика», 2007.
13.Лыкова И.А. Рисование красками «Динозавры». – М.: ООО «КарапузДидактика», 2007.
14.Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – ООО Издательский дом «Цветной
мир», 2012.
23