Программа по организации преемственности _детский сад - школа_ по работе с детьми ОВЗ на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные
Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и начального общего
образования способствуют обеспечению преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования и перспективности повышения качества образования в
целостной системе образования.
В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования
детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле
педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ,
учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной,
так и начальной ступени образования.
Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение
предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (в частности, обилие
одночасовых предметов), что привело к росту требований к поступающим в школу, снижению
качества образования и перегрузке детей.
Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение
программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В
этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом
определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для
осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или
отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие
знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей
целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств,
необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности,
самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни дошкольника. Важным
итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к
школьному обучению.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л.С. Выготский). Это значит, что
сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником
опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования, правильно
организованная развивающая предметно - пространственная среда в групповых помещениях
способствуют становлению устойчивого познавательного интереса у дошкольника и
успешному его обучению в школе.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и
познавательной активности ребенка.
Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности,
трудно
достичь высоких
результатов
в начальной школе, даже применяя
передовые технологии. Вот почему появилась необходимость рассмотрения вопроса о
методической преемственности, преемственности развивающей среды, преемственности в
формах взаимодействия с детьми и их родителями.
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по
тексту - Программа) регламентирует деятельность МАДОУ № 16 «Тополек» и МАОУ СОШ

№22 в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования
согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
Нормативной основой для разработки Программы является:
 Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).
 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 года
«Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
 Приказ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 115 от 22.03.2021 года
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего основного общего и среднего общего образования»
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 3.1/2.4.3598-20 (с изм. от
21.03.2022 № 9), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации
 Постановление от 28 Сентября 2020 Года N28 «Об Утверждении Санитарных Правил Сп
2.4.3648-20 "Санитарно-Эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа является нормативно-управленческим документом и характеризует
специфику:
 содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с
дошкольниками и младшими школьниками;
 работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов)
 взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
 Программа может корректироваться в связи с изменениями:
 нормативно-правовой базы;
 образовательных запросов родителей;
 видовой структуры групп и др.
Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах МАДОУ №16
«Тополек» и начальных классах МАОУ СОШ № 22 в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:
 сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
 формирование общей культуры;
 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств;

 формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные
возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
 обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.

Цель Программы
Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.
Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.
Задачи Программы
1.
Создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников
от игровой к учебной деятельности.
2.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и
укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего
школьника.
3.
Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных
учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.
Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение
следующих приоритетных задач:
На дошкольном уровне:
 приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
 обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
 развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к
творческому самовыражению;
 формирование
различных знаний об окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах
деятельности;
 развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
 включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного
возраста).
На уровне начального общего образования:
 осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними;
 готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная,
интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
 желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и
самообразованию;
 инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах
деятельности;
 совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего
начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в
дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях
опережающего развития или отставания.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста
1.
Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на
стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального
развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности,
инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не
только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом
сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как
средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2.
Принципы
гуманности и гуманитаризации. Усиление гуманитарной
направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех
учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание
особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение
доли разнообразной творческой деятельности детей. Подразумевает изменение технологий
управления образованием, смену технологий обучения в направлении не на накопление
знаний, а на освоение технологий самообучения (умения учиться), самовыражения в
деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качества (сказанное
относится как к ученику, так и к учителю
3.
Принцип
целостности. Требует отбора такого содержания образования,
которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит
осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4.
Принцип культуросообразности. Понимается как «открытость» различных
культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием
культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5.
Принцип
содержания
образования. Предполагает
возможность
сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, поразному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной
науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность
обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития
каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как
условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с
другими дошкольного и начального образования.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
Дошкольное образование
Игра, игровое занятие
Все виды игровой, художественно
продуктивной деятельности

Начальное общее образование
Урок
- Учебная деятельность,
игровых приемов

Формы осуществления преемственности:
1.
Работа с детьми (дошкольниками):
 экскурсии в школу;
 посещение школьной библиотеки;

с

использованием







знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной
школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной
деятельности;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в
детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.

2.
Взаимодействие педагогов:
совместные методические советы (ДОО и школа);
семинары, мастер - классы;
круглые столы педагогов ДОО и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие педагогов - психологов и учителей - логопедов ДОО и Школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
3.
Сотрудничество с родителями:
 совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями и специалистами
школы;
 консультации с педагогами ДОО и школы;
 встречи родителей с будущими учителями;
 дни открытых дверей;
 визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик
вопросов и ответов и др.);
 заседания родительских клубов







Механизм внедрения программы
Создание педагогических условий построения преемственной предметноразвивающей образовательной среды.
 Выявление проблем: дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в
школе.
 (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, педагоги
дополнительного образования, учителя)








Переход дошкольника в школу
Передача пакета документов выпускников в школу.
Отслеживание адаптации детей в первом классе.
Оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование,
беседы, рекомендации.
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, педагоги
дополнительного образования, учителя, родители)

План совместных мероприятий
Направленность
Работа с детьми

Формы осуществления
преемственности
Экскурсии в школу

Посещение музея школы

Место
проведения

Дата

МАОУ СОШ № 22 2 - 6 сентября
2024
2 - 10 декабря
2024
МАОУ СОШ № 22 10-14 февраля
2025

Посещение музея МАДОУ №16 МАДОУ №
«Тополек»
«Тополек»

16 12-16 мая 2025

Выставка рисунков и поделок:
 «Рождественская палитра»
 «Мамина мастерская»

Взаимодействие
педагогов

Сотрудничество
с родителями

МАОУ СОШ № 22
МАДОУ № 16 16 – 20 декабря
«Тополек»
2024
3 – 7 марта
2025
Военно-спортивная игра «Зарница» Территория
17 – 21 февраля
МАДОУ № 16 2025
«Тополек»
Совместные праздники:
МАОУ СОШ № 22
1 сентября 2024
 День знаний
Последняя
 Новогодний праздник
декада декабря
2024
 Последний звонок
Последняя
декада
мая
2025
Совместный педагогический совет МАДОУ № 16 3 декабря 2024
«Результаты
мониторинга «Тополек»
выпускников ДОО»
Взаимопросмотры образовательной МАОУ СОШ № 22 20 – 24 января
деятельности в дошкольной ОО и
2025
открытых уроков в школе
МАДОУ № 16
«Тополек»
24 – 28 марта
2025
Совместное родительское собрание МАДОУ № 16 Ноябрь 2024
с
педагогами,
специалистами «Тополек»
дошкольной ОО и учителями
школы;
Встречи родителей с учителями МАДОУ №
начальных классов
«Тополек»

16 Октябрь 2024,
май 2025

Семинар
–
практикум МАДОУ №
«Психологическое состояние семьи «Тополек»
в преддверии школьной жизни»

16 21 – 25 апреля
2025

Сотрудничество
в социуме

Консультации
с
педагогами,
специалистами дошкольных групп и
школы
Анкетирование,
тестирование
родителей
для
изучения
самочувствия семьи в преддверии
школьной жизни ребенка и в период
адаптации к школе;
Визуальные
средства
общения
(стендовый материал, выставки,
почтовый ящик вопросов и ответов
и др.)
- экскурсии;
- встречи и беседы с интересными
людьми;
совместные
праздники,
выступления;
- участие в театрализованной
деятельности;
- творческие мастерские;
- историко-краеведческая работа.

МАДОУ №
«Тополек»

16 Июнь 2025

МАОУ СОШ № 22 Ноябрь 2024
МАДОУ № 16 Апрель 2025
«Тополек»
МАДОУ №
«Тополек»

16 В течение года

МАОУ СОШ № 22 В течение года
МАДОУ № 16
«Тополек»
Центральная
детская
библиотека города
Серова
Серовский
исторический
музей
Клуб
«Боевое
братство»

Ожидаемые результаты
1.
Обеспечение оптимального перехода ребенка - от дошкольного уровня к
уровню начального общего образования:

доступность качественных услуг начального общего образования для детей
старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в
начальную школу;

благоприятные условия для успешного перехода дошкольника на следующую
образовательную ступень - начальное общее образования, единство требований, предъявляемых
к первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного и начального общего образования;

уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка,
проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности;

стабильный интерес детей к процессу обучения;

формирование позиции успешного первоклассника.
2. Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями
и
учителями начальной
школы, обеспечивающих:

внедрение эффективной системы управления качеством образования;
создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления
и развития творческого потенциала;

понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НО;

создание возможностей для постоянного повышения уровня психологопедагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.



3. Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов
родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
 повышение интереса к деятельности ДОО, их активного и сознательного вовлечения в
жизнь детского сада, начальной школы;
 укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую
ступень развития - школьную;
 обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения
компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием
информационной среды учреждения;
 предоставление родительской общественности возможности принимать активное,
заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.

Приложение №1

















Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного
образования (в соответствии с ФГОС ДО):
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и, прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».