Консультации
15.08.2023

Дизартрия
09.04.2024
Консультация
для родителей
Учитель-логопед
МАДОУ №16
Киреева
Надежда Леонидовна
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия у детей – это расстройство произношения,
возникающее в результате иннервации в артикуляционной мускулатуре при
поражениях нервной системы (иннервация – нарушение соединений нервных окончаний
с органами и тканями). Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная,
смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют
выражение – «как будто каша во рту».
Поставить диагноз "Дизартрия" может только врач-невролог
Часто дети смешно коверкают и
перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не
исправиться.
В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий,
но неизменно пугающий родителей. Проблема дизартрии, организация логопедической
помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого
дефекта.
Трудность коррекции и автоматизации звуков( свистящих,
шипящих, сонорных и т.д.) заключается в отсутствии
оказания медикаментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных
причин.
Одной из которых
является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по
рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невролог - эти
врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения. В
результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.
Отличие от других нарушений речи
заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение
слов в целом.
Основным признаком является то, что
ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка. Кроме того, у
таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и
крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями
Симптомы дизартрии у детей:
Речь у ребенка
- дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением
иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые
отклонения.
Основными симптомами дизартрии
выступают:
1. Нарушение
артикуляционной моторики:
•спазм
артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка,
губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
•гипотония
артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка,
полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
2. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями,
пропусками, заменой звуков.
Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной.
Речевая активность снижена.
Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение
твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.
3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий,
слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
4. Общая
моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими,
скованными, недифференцированными движениями.
Особенностью
нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при
всех видах движений с усилием нарастает мышечный тонус в общей и речевой
мускулатуре. Повышение мышечного тонуса ведёт к нарушению артикуляционной
моторики и к нарушению произношения звуков. Речь обучающихся часто
толчкообразная с голосовыми и дыхательными спазмами.
Нарушенное произношение звуков вызывает и
нарушение фонематического восприятия. В связи с этим у детей наблюдаются
трудности в дифференциации звуков и звуковом анализе слов.
Слабая
дифференциация звуков в словах ведёт и к лексико-семантическим нарушениям. Дети
путают сходные по звучанию слова и заменяют значение одного слова значением
другого.
Успех логопедической работы с
детьми - дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько
окружающие ребенка люди способствуют закреплению полученных навыков правильной
речи.
Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком.
Задачи, которые стоят перед
родителями в работе со своим ребенком:
1. Выработка мотивации.
2. Контроль за выполнением заданий и речью детей.
3. Заинтересованное участие в коррекционной работе,
проводимой логопедом, и ее результатах.
4. Консультации
и лечение у врача-невролога обязательно!
Родители
детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от
характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними.
Влияние
семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые
предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных
занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.
07.05.2024
Скусова Елена Дмитриевна, педагог-психолог Киреева Надежда Леонидовна, учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек», город Серов, Свердловская область
Просмотров всего: , сегодня: